[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** Смотри, как и Давид проповедует и говорит одно и тоже с Павлом: //«вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно»// [[new:fil:03:01|(Флп.3:1)]]: так точно и он в нескольких стихах подряд повторяет о Спасителе одно и тоже, называя Его, как Бога, Господом и святым. Израилем же и царем нашим называет Христа потому, что Он родился от семени царя Давида и называется Израилем по Духу. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** Питаемся же сею надеждою, имея Тебя царем, под Твоим живя промыслом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Господне есть заступление и святаго Израилева Царя нашего** Что сказал выше, то говорит и здесь, т. е. что заступление и помощь принадлежат одному Господу и святому Израилеву; а святый Израилев есть Бог, как сказал и в [[old:ps:077:41#evfimij_zigaben|77]]-м псалме: и святого Израилева раздражали. Равным образом и царем называет Бога, поколику Он по естеству Господь наш. Безыменного истолкователя: Заступление может принадлежать и Господу, как производимое Им и святому Израилю, как получающему оное, так что святый теперь будет освещаемый чрез созерцание Его умом; почему здесь будет переложение такое: ибо Господу царю нашему заступление и святому Израилю (принадлежит). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** Понеже в **царе** состояло верховное благо народа: сего ради особенне глаголет Пророк, что и сей дар происходит от Бога, хранящаго благосостояние верных чрез помазанника Своего. И потому, во-первых, нарицает **царя**, в преносном смысле, щитом, поелику подобие сие часто в Писании употребляется; но между тем исповедует, что сей щит не от кого иного посылается к защищению народа, как токмо свыше – от Бога. То же самое и во втором члене повторяет, глаголя, что **царь** от Бога дается народу, и потому защищение, которое от **царя** происходит, есть благодеяние Божие. Но здесь заметить должно, что глаголемое о прообразовательном царстве собственно приличествует лицу Христа, Который дан нам от Бога Отца с тем, чтоб защищать и хранить нас от врагов видимых и невидимых. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** См. Толкование на [[old:ps:088:18#lopuxin_ap|Пс. 88:18]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** См. Толкование на [[old:ps:088:16#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:16]] [<10>]