[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 20-21 **Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** **Тогда,** то есть древле в пророческих видениях, **глаголал еси сыновом Твоим,** – разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться им сыноположения. Что же глаголал, как не это: **положих помощь на сильнаго**? А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, без сомнения, есть Христос; потому что Он Господь сил. **Вознесох избранного от людей Моих: обретох Давида раба Моего**. Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что //и Бог Его превознесе// [[new:fil:02:09|(Флп. 2,9)]]. Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. **Елеем святым Моим помазах Его**. Когда Тот, о Ком сказано: //Бог бе Слово,// родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда глаголал еси в видении сыновом твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих** Когда **"некогда"**? В **"в видении сынам Твоим"**, т.е. в видении о сыновьях твоих. **Сы­новьями** пророк называет получивших спасение язычников, которым Павел говорил: //«посему ты уже не раб, но сын»// [[new:gal:04:07|(Гал.4:7)]]. Итак, когда Бог увидел, что язычники стремятся к спасению, и, руководясь естественным законом, ощущают законодателя, но не в силах постичь Его (так как он утратил для них силу, вслед­ствие явившегося заблуждения), тогда Он сказал следующее: **«и сказал: Я оказал помощь сильному, вознес избранного из народа моего»**. **Сильный** – Христос, почему Он и называется силою Божией. На Него, т.е. чрез Него (не чрез законодателя, не чрез пророка, а чрез собственного Сына) Бог положил нам язычникам помощь и спасение. Каким образом? Это ясно указано в самом псалме: **«вознес избранного из народа моего»**. Разумеется, как видишь, Хри­стос, Который был вознесен на кресте и привлек к себе заблуд­ших, будучи избранником из рода человеческого. Он был //«лучше десяти тысяч других»//, как говорится в Песни Песней [[old:pp:05:10|(Песн.5:10)]], имея и по плоти много преимуществ, сравнительно с прочими людьми: рождение от девы, непричастность греху, и тому подобное. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** **Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим** //Симмах// же перевел так: тогда глаголал Ты видением сынам Твоим. Ибо знаем обетования Твои, данныя чрез Пророков; а их именовали прозорливцами и видящими. **и рекл еси: положих помощь на силнаго, вознесох избраннаго от людей Моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** Ты, говорит Пророк, засвидетельствовал о служителе Твоем Давиде, и нашедши, что он силен преспеянием в добродетели, сподобил его помощи Твоей, и избрал, и помазал, и поставил царем. ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда глаголал еси в видении сыновом твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих** **Тогда глаголал ecи в видении сыновом Твоим** Hapечиe – тогда, принято здесь за выражение: в приличное время; Ты говорил именно то, что относится ко мне – Давиду; в видении, вместо: в чувствовании, так как видение чище и чувствительнее других. Так и в книге Исхода написано: и весь народ видел голос Господа [[old:ish:20:18|(Исх. 20,18)]], вместо: чувствовал; сынами Божиими называет пророков, как возлюбленных Богом за добродетель. Должно думать, что многим пророкам было открыто то, что относилось к Давиду; почему Давид здесь и говорит cиe. Так и пророк Нафан многое сказал ему. Что ж такое? Следующее за сим. Впрочем хотя и кажется, что это сказано о Давиде, поелику в частности согласно с обстоятельствами Давида, открывается однако же, что это сказано о Христе. Удивительна благодать Божественного Духа, как Он легко совокупляет с обстоятельствами Давида то, что относится ко Христу и образом или подобием прикрывает истину. //Симмах// перевел так: Тогда Ты говорил посредством видения сынам твоим. Ибо, по словам //Феодорита// мы познали бывшие чрез пророков обетования, так как их называли зрящими и видящими. Слова //Афанасия//: Говорит: тогда, вместо: в древности, чрез видения пророческие. Ты говорил сынам твоим (т. е. призванным к достоинству усыновления). Что же говорил? Cиe: Я возложил помощь на Сильного, т. е. Я вложил в немощных и обижаемых сатаною (мысль) бежать к Сильному; а Сильный должен быть Христос, которого Отец дал нам в помощь, ибо Он есть Господь сил. //Дидим// выражение: в видении, перевел: в понятии, потому что только слышит говорящего тот, кто и понимает, а разумеющий понимает чрез видение ума произносимые говорящим слова. А совершенным, так называемым сынам, Бог в видении более показывает, нежели говорит, как написано: и народ видел (понимал) голос Господа [[old:ish:20:18|(Исх. 20,18)]]. Таковы видения пророков, не видящих чувственно, но видящих умственно. Давид же и сильным и избранным из многих тысяч, по выражению Песни [[old:pp:05:10|(Пес. 5,10)]], называет Христа; поколику Он помазан Духом Святым на архиерейство и царство, и родился от семени Давидова. **И рекл ecи: положих **(дал)** помощь на сильнаго** (сильному)**, вознесох избраннаго от людей моих** Ты, говорит, Господи, сказал о Давиде: Я дал помощь мою сильному, где сильным, по-видимому, называет Бог Давида, как царя; так как древние называли царей сильными и властителями. Впрочем преимущественно сильным называется Христос по божеству: Христа, говорит Павел, Божию силу и Божию премудрость [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1,24)]]. И избранным также, по-видимому, называет Давида, потому что Бог избрал его в царя из народа иyдeйcкогo и возвысил его на высоту славы посредством мужества его. Но в самом деле Бог избрал из народа Иудейского Христа, по человечеству, в личное соединение; так как родившая Его Дева была из народа Иудейского. Он и возвысил Его по причине соединения (быть может истощания), почему Павел о Христе говорит: за cиe и Бог превознес Его [[new:fil:02:09|(Фил. 2,9)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Тогда глаголал еси в видении сыновом твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих** Здесь пространнее изъясняет, чего ради выше сказал: яко от Святаго Израилева царь наш. Понеже де не человеческим согласием был избран, ниже сам себе присвоил власть, ниже злоухищрением взошел на престол, но от небес был дан для сохранения всеобщаго блага и под руководством Бога на царское служение призван. Итак, намерение Пророка в том состоит, чтоб отличить сего Божественнаго царя от всех прочих царей. Ибо хотя справедливо научает //Павел//, что //несть власть, аще не от Бога// [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1)]]: однако великое находится различие между //Давидом// и между теми царями, которые человеческими пособиями царство получили. Ибо Бог рабу Своему //Давиду// как бы из рук в руки скипетр предал, и Своею десницею посадил его на престоле. Другие цари или по наследству бывают преемниками отцам своим, или избираются народом, или силою и оружием приобретают царскую власть; но что касается до //Давида//, то Бог избрал его глаголом Своим. А хотя намерение Свое открыл одному токмо //Самуилу//, но поелику Пророк говорит в множественном числе: **глаголал еси в видении сыновом Твоим**: то нет сомнения, что глагол сей предан был множайшим Пророкам, которые единогласно засвидетельствовали, что //Давид// от Бога учинен был царем. А как Бог **глаголал** тогда Пророкам или во сне, или в видениях, для того присовокуплено: **глаголал еси в видении**. Сие составляет другое обстоятельство, относящееся ко избранию //Давида//. За сим следует самая сущность, или содержание Божественнаго глагола: **положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих**. **Сильным** нарицается //Давид// не потому, аки бы он крепостию своею превосходил других, когда и мал возрастом был, и между братиями презрен, так что и //Самуил// без внимания обошел было его; но потому, что после избрания облечен был новою силою свыше, и одарен способностями приличными царю, так как и Христос, когда Апостолов избрал, не именем токмо Апостольским украсил их, но купно сообщил и то, что нужно было к прохождению должности Апостольския. Ту же благодать являет и ныне в служителях Своих. Итак, сила Давидова, о которой упоминается здесь, произошла от силы помазания. Сие яснее видно из втораго члена стиха, где означается источник сея непобедимыя силы: **вознесох**, рече, **избраннаго от людей Моих**. Все сии слова знаменательные, ибо когда глаголет Бог, что Он вознесл //Давида//, чрез сие разумеется низкое и презренное состояние, в котором находился //Давид// прежде, нежели Бог возвел его на царство. К сему надлежит и оное слово: **от** людей, котораго разум такой, что //Давид// был из числа подлых и самых низких людей, и ничего благороднаго в себе не имел, когда жил в шалашах между пастухами. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий Моих** Высказавши в предыдущих стихах свою решимость всегда, а также и в настоящем бедствии, прославлять непоколебимую милость и верность Божию и указанием на величие Божие возбудивши, далее, уверенность, что Бог несомненно исполнит обетование, данное Его любимцу во благословение всему народу, псалмопевец с ст. 20-го входит в ближайшее рассмотрение этого обетования, в котором заключалось ручательство того, что Бог поддержит падающую скинию Давидову, поможет дому Давида, к новому блеску его и через то ко спасению всего народа. **В видении** – потому что Самуил и Нафан относящиеся сюда сведения получили в пророческом видении [[old:1ts:16:start|(1 Цар. 16]] и д. [[old:2ts:07:17|2 Цар. 7:17)]]. **Положил помощь** – на него положил Я Мою помощь, сделал его носителем ее, чтобы он Моею силою помогал народу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда глаголал еси в видении сыновом твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих** //Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования// Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во [[old:2par:07:08|2 Пар VII:8-16]], приводится далее. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–21 **Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** Слово **тогда** не указывает здесь определенного времени, и потому можно, без утраты истинного смысла речи, заменить его неопределенным – «некогда». Ты, Господи, «говорил некогда **в видении**». В видениях Господь открывал волю Свою пророкам Ветхого Завета, а в данное время, где речь идет о **Давиде** царе и **помазаннике** Божием, Господь Бог изрекал волю свою в видениях пророкам Самуилу и Нафану (см. [[old:1ts:16:start|1 Цар. 16]] и след.; [[old:1ts:07:17|2 Цар. 7:17]]), каковых и нужно разуметь здесь под именем **сынов** Божиих, а потому и слово тогда нужно не без основания относить к стихам [[old:ps:088:04|4–5]]. Когда Ты, Господи, **в видениях** открывал Свою волю **сыновом Твоим**, пророкам, сначала Самуилу, а потом Нафану, тогда сказал Ты (**рекл еси**): «//Я положил помощь на сильнаго//» (ср. [[old:is:49:05|Ис. 49:5]]), дал помощь Мою сильному, чтобы он Моею силою помогал народу. **Я вознес избранного от людей Моих**. Здесь и далее в прямом, буквально-историческом смысле речь идет о Давиде, Самим Богом избранном и поставленном царем народа еврейского, которому (Давиду) Сам Господь дал Свою силу и которого **вознес** из среды израильского народа. Но вместе с тем здесь пророчески предсказывается о Христе, Которого апостол Павел проповедует как «//Божию силу и Божию премудрость//» [[new:1kor:01:23|(1 Кор. 1:23–24)]] и Которого Бог Отец избрал из народа иудейского в личное единение с Собою, так как родившая Христа была Пренепорочная Дева из народа иудейского. По причине сего соединения Господь и возвысил Его (**вознесох избранного**), о чем тот же св. Павел говорит: «//Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему Имя, еже паче всякаго имене//» [[new:fil:02:09|(Флп. 2:9)]]. Слова [[old:ps:088:21|21-го]] стиха также буквально говорят о Давиде, именно об избрании его на царство Самим Богом, чрез пророка Самуила, и помазании его священным елеем, как рассказано об этом в книге Царств [[old:1ts:16:start|(1 Цар. 16)]]. Но в то же время, по святоотеческому толкованию, слова эти пророчески указывают на Иисуса Христа, Который, как принявший на Себя тело человеческое, ради нашего спасения, есть раб Божий, потому что явился «//в зраке раба//» [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7]]; [[old:is:49:05|Ис. 49:5–6]]) и пришел на землю не с тем, «//да послужат Ему, но послужити//» [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]]. Как происшедший от семени Давидова, он называется здесь **Давидом** – именем достойного прообраза Своего, а как Господь сил, Он называется здесь (ст. 20) **сильным**, и самое имя – Христос – присвоено Ему как принадлежащее Ему преимущественно пред всеми другими помазанниками Божиими. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]