[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его** См. Толкование на [[old:ps:088:20#svt_afanasij_velikij|Пс. 88:20]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его** Высказав выше пророчество о Христе, псалмопевец теперь ясно говорит об уверовавших во Христа. **"Обрел"**, говорит, как будто о заблудившемся, сбившемся с пути. Действительно, мы были тою погибшею и заблудившейся овцою, которую искал пастырь, оставив девяносто девять прочих [[new:lk:15:04|(Лк.15:4–5)]]. Но в то же время называет себя и рабом, так как никогда не служил идолам, а равно и Давидом, по причине родства со Христом, а вме­сте – и как сильного рукою, потому что Давид значит: сильный рукою. Сильны рукою язычники, которые, подняв войну против идолов, помазаны были для этого святым елеем крещения, о котором Иоанн Богослов говорил: //«и вы имеете помазание от Святаго»// [[new:1in:02:20|(1Ин.2:20)]]. И вы все знаете, что помазывались для того, чтобы приготовиться мужественно выступить на борьбу; так точно и языч­ники нуждались для своей борьбы в дальнейшей помощи. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** См. Толкование на [[old:ps:088:20#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 88:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его** Я думаю, что сии слова сказаны Богом об одном Давиде, а равно и следующие за ними до сего места: и именем моим вознесется рог Его, как говорит и //Диодор//, хотя божественный Кирилл, Дидим, Евсевий и Исихий относят и их ко Христу. Я, говорит, нашел Давида, чтоб был царем, отыскав его между детьми Иессея; ибо Бог сказал к Самуилу: я усмотрел себе между сынами Иессеевыми царя [[old:1ts:16:10|(1 Цар. 16,10)]]; а о помазании Давида повествует книга Царств: и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его [[old:1ts:16:13|(1 Цар. 16,13)]]. Далее святым своим Бог назвал елей помазания, как божественный, ибо он составлялся по божественному наставлению и таинственно. Слова //Григория Богослова//: Помазанник (Христос) по божеству, ибо оно есть помазание человечества. Божественного //Кирилла//: Слово, будучи Богом, когда родилось по плоти от жены и стало человеком, тогда и по человечеству получило помазание и названо Помазанником (Христом). //Исихий//: Слово будучи Богом, рождаясь по плоти от жены и происходя, как человек, но пребывая, по прежнему, и Богом, принимая для Себя помазание, названо Христом. Ибо Слово будучи Бог и существуя, как царь, прежде веков, усвоило себе принадлежащее нам, дабы и мы обогатились тем, что принадлежит Ему. Опять //Кирилл//: Спаситель говорит: Отец пребывающий во Мне, Он производит дела: cиe то Отец и теперь говорит о Нем в сих словах; ибо рука Моя заступит Его, и мышца Моя укрепит Его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 21-22 **обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его. Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его** Пророк продолжает ту же мысль, показывая, что в **Давиде** ничего не было царскаго, прежде нежели Бог предварил его Своею благодатию. Сие бо изображается чрез глагол: **обретох**, аки бы сказал Бог, что Он восприял **его** туне. И потому имя **раба** не заслугу некую означает, но относится к званию, так как бы Бог властию Своею утвердил его царство: а что Бог утверждает, то, без сомнения, бывает законно. Благодатное же избрание во втором члене подтверждается паки: а помазание, котораго **Давид** сам собою не искал, но сверх чаяния получил, было знамением онаго. Понеже убо добровольно и по единому благоволению Своему предварил Бог **Давида**, и **рукою** //Самуила// помазал его в цари, сего ради прилично глаголет: **обретох Давида раба Моего**. По сих присовокупляет, что будет заступником и хранителем царя сего, котораго Сам избрал и воцарил: ибо не оставляет предначатых дел Своих, но с последствием времени приводит их к концу своему. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (**помазал**) и укрепил его против всех его врагов, поставил его властелином великого царства. **Обретох Давида** и пр. все зависело от того, что Бог избрал Давида и потомков его для власти, иначе они были бы самозванцами, не достойными Его помощи; но так как они были поставлены Богом, то, по мнению верующих, никакая земная сила не могла лишить их престола. Совершенное по поручению Божию помазание было, с одной стороны, фактическим выражением призвания Божия, а с другой, символом сообщения высших, божественных сил света и жизни (масло делает блестящим и крепким, оживляет тело), которые Бог сообщал своему тогдашнему представителю, теократическому царю. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его** См. Толкование на [[old:ps:088:20#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:20]] [<10>]