[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего** **Той призовет Мя: Отец Мой ecu Ты, Бог Мой.** И здесь опять воплотившийся домостроительственно именует Отца Богом Своим, говоря: //восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему// [[new:in:20:17|(Ин. 20,17)]]. Ибо о Нем говорить Пророк, когда, пророчествуя, что //Отроча родися,// назвал Его //Богом крепким, Отцем будущего века// [[old:is:09:06|(Ис. 9,6)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего** Не сам по себе (верующий) осмеливается на такое призывание, а по благоволению Спасителя, Который сделал нас Своими братьями и сообразными Себе, и потому повелел мо­литься: //«Отче наш, сущий на небесах»// [[new:mf:06:09|(Мф.6:9)]]. **"Бог мой и защитник спасения моего»**. Хотя Бог по благодати и стал для нас Отцом, но мы не перестаем называть его Богом и За­ступником нашего спасения. Видя, как нас угнетает диавол и как облеченных плотию осиливает бесплотный, Он стал нашим Заступником, признав нашего врага Своим врагом и разделив наш жребий. Это – слова нашего призывания. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 27-28 **Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего: И Аз первенца положу его, высока паче царей земных** Все это не пришло в исполнение ни при Давиде, ни при славном Соломоне; потому что ни Соломон, ни Давид не возобладал морем, и не именовался первенцем Божиим, не приял власти над всеми царями; а так перевел //Акила//: высшаго над земными царями, и //Симмах//: самаго высокаго из царей земных. Если же ни Давиду, ни Соломону не приличествуют речения сии, обетование же Божие не ложно; то слепотствуют Иудеи, когда не хотят поклоняться Сущему от Давида по плоти, Который имеет державу над землею и морем, и превыше всех царей, так что одни поклоняются Ему добровольно, а другие, осмелившись прекословить, обличаются Им в немощи, и, употребив тысячи средств, не в со-стоянии превозмочь положенных Им законов. Первородным же именует Его и блаженный Павел: //«яко быти первородну во многих братиях»// ([[new:rim:08:29|Рим.8:29]]); и://«перворожден из мертвых»// ([[new:kol:01:18|Кол.1:18]]); и: //«перворожден всея твари»// ([[new:kol:01:15|Кол.1:15]]). Да и сам Владыка по воскресении сказал Марии: //«иди ко братии Моей и рцы: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему»// ([[new:in:20:17|Ин.20:17]]). Ибо, как Он есть единородный, поколику Бог: потому что один рожден от Отца; первенец же, поколику человек; потому что, поколику человек, уверовавших имеет братиями: так Отцем Своим называет Бога, поколику Бог, Богом же Своим именует, поколику человек. Посему на Нем исполнилось пророчество; свидетельствует же о сем присовокупляемое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Той призовет Мя **(так)**: Отец мой ecи Ты, Бог мой и заступник спасения моего** Здесь недостает выражения: так, которое и должно подразумевать и читать: Он призовет меня так: Отец мой Ты! Где, же Давид называет Бога Отцем своим? Нигде, а Христос в премногих местах Евангелия, как Бог, называет Его Отцем, а как человек— Богом и заступником, по словам божественного //Кирилла// и //Исихия//. Так Он сказал Магдалине: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, Богу моему и Богу вашему [[new:in:20:17|(Иоан. 20,17)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 27-28 **Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных** Сими словами показывает, что главное преимущество **царя** //Давида// состоять будет в том, что он сыном Божиим наречется. Впрочем хотя Бог удостоивает чести сея и других людей, которых Он царями поставил, как видели мы во псалме [[old:ps:081:start|81]], где сказано: //Аз рех, бози есте, и сынове Вышняго вси//; но здесь особливое нечто о избранном **царе** Своем вещает, и другим образом усыновление его разумеет. А немного ниже увидим, что поставляет его на высочайшей степени, нежели других **земных царей**, коль не пространно владычествуют. Сие преимущество, чтоб нарицаться Божиим сыном, одному только **царю** во всем мире предоставлено было. Почему хотя и Ангели, и цари, отрожденные духом сыноположения, нарицаются сынами Божиими; но //Давид// по силе особеннаго преимущества изъемлется из общаго всех порядка, когда Сам Бог обещает ему усыновление. Сие из следующаго стиха яснее видно, где Бог нарицает его **первенцем**: понеже поставляет превыше всех **царей земных**, которая честь превосходит всякое не токмо человеческое, но и Ангельское достоинство. Ежели же вопреки скажет кто, что //Давид// был един из числа смертных человеков, и не равен Ангелам, сие решить не трудно. Ибо ежели будем судить о //Давиде//, каков он был сам по себе, то, конечно, не могл бы он взойти на толь высокий степень; но поелику носил образ Христов, сего ради прилично нарицается **первенцем**, и **царем** высшим **паче царей земных**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 27-28 **Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных** Бог поставил Давида в столь близкое отношение к Себе, что он может называть Бога Отцом, всегда просить от Него помощи, возвысил его над всеми царями земными. **Призовет**: когда он взывает о помощи, то делает это с уверенностию дитяти; он будет мне //Сыном//, а Я буду его //Отцем// [[old:2ts:07:14|(2 Цар. 7:14)]]. **Первенец**, так как и языческие цари называются сынами Божиими, ср. [[old:ps:081:06|Пс. 81:6;]] над всеми стоит царь Израиля. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных** Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. //"Первенец"//, первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 27–30 **Той призовет Мя: Отец Мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения Моего. И Аз первенца положу его, высока паче царей земных: в век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба** **Той**, т.е. этот избранник и помазанник Мой (Давид), будет обращаться ко Мне как к **Отцу и Богу и Заступнику спасения своего**. Согласно сему читаем и в книге Царств, где Господь Бог чрез пророка возвещает Давиду: «//возставлю семя твое по тебе... и управлю престол его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в сына//» [[old:2ts:07:12|(2 Цар. 7:12–14)]]. Очевидно, что здесь речь идет не о самом Давиде, а о семени его, Господе нашем Иисусе Христе, Который по человеческому естеству происходит из рода царя Давида. Равно как и все последующие речения выписанных стихов могут быть отнесены только к лицу Иисуса Христа: **и Аз первенца положу Его**. **Первенцем**, или первородным, св. апостол Павел называет Иисуса Христа в трех отношениях: во-первых, как //первородного между многими братьями//, т.е. верующими в Него ([[new:rim:08:29|Рим. 8:29]]; кого Господь называет братьями см. [[new:lk:08:21|Лк. 8:21]]); во-вторых, как перворожденного из мертвых (т.е. воскресшего), дабы Ему иметь во всем первенство как «//главе тела Церкви//» [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]; и, в-третьих, как первенца, «//рожденного прежде всякой твари//» [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]] от Бога Отца и Единосущна Отцу. Сей Первенец, по существу Своему, как Сын Божий, превыше всех царей земных. Прежде сего псалмопевец сказал: //милость Моя с ним// [[old:ps:088:25|(ст. 25),]] а теперь говорит: **в век сохраню ему милость Мою Ему**, или, что то же, людям, уверовавшим чрез Него (Христа Спасителя) в истинного Бога, т.е. христианам, здесь обещана вечная милость (**в век сохраню**). Вот почему, как сам Давид, словами составленного им [[old:ps:050:start|50-го]] псалма, молился Господу Богу, так и мы, христиане, просим помилования у Небесного Отца теми же псаломскими словами: «//Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей//». И по толкованию св. Афанасия Александрийского, **милостью** называется здесь отпущение грехов по вере, а под именем **завета** разумеется Новый Завет, который псалмопевец называет **верным**, т.е. надежным, твердым и пребывающим, потому что Завет первый (Ветхий) прекратился [3, с. 294] (ср. [[new:evr:08:09|Евр. 8:9]]; [[old:ier:31:31|Иер. 31:31]]) как не предназначенный для вечности. Для сей вечности положено семя его (**положу в век века семя его**). По мнению Евфимия Зигабена и других, семя это есть евангельское учение, посеянное в душах учеников Христовых и пребывающее в век века [7, с. 708]. По словам же блж. Феодорита, Диодора и др., семя Христово есть народ христианский, возрожденный крещением из разных языческих народов и предназначенный к вечной жизни. И то и другое из сих толкований, как не противоречащие и одно другим дополняющиеся, можно принять за истину, потому что истинные христиане, содержащие проповедуемое ими евангельское учение, составляют истинную Христову Церковь, которая предназначена для вечности. Престол Царя Христа, Сына Божия пребывает **вечно, яко дние неба** [[old:ps:088:30|(ст. 30)]], или же: престол Его будет стоять, доколе будет стоять небо, т.е. вечно, потому что новое небо, имеющее явиться по кончине мира, конца иметь не будет [[old:is:09:06|(Ис. 9:6–7]], [[old:is:51:06|51:6)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]