[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:37 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен** **Семя его во век пребудет.** Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и **пребудет во век.** Ибо Тому, Кто есть Бог и истинно Божий Сын, невозможно не быть всесовершенно и непременно вечным. **И престол Его яко солнце предо Мною.** Под //престолом// Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так: **и престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен** Кто этот свидетель? Ясно, что Христос, потому что Он был на небесах советником Отца, когда говорил это. О нем и Исаия говорил: //«а Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»// [[old:is:43:10|(Ис.43:10)]]. Он справедливо называется верным свидетелем, поскольку дал удостоверение не только словами, но и делом; а обетование Бог дал Давиду тогда, когда последний задумал построить храм для кивота: //«Я восставлю»// сказал ему Бог, //«после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки»// [[old:2ts:07:12|(2Цар.7:12–13)]], – называя семенем Да­вида Христа по причине плоти. Потому и Матфей начал Евангелие такими словами: //«родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова»// [[new:mf:01:01|(Мф.1:1)]]. Также и Павел говорит о Христе: //«о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти»// [[new:rim:01:03|(Римл.1:3)]]. Его пре­стол как солнце, потому что царство его пребывает в свете. Но чтобы ты не помыслил о нем ничего унизительного, Он присово­купил: **«предо Мною»**, т.е. равен Моему престолу, потому что **"предо"** пророк употребил здесь для обозначения не противоположности, а равенства. Престол этот, кроме того, утвержден вовек, как день. Под **веком**, как многократно мы говорили, разумеется настоящая жизнь; в течение последней престол этот утвержден уже не как солнце, а как луна. Подобно тому, как луна имеет затмение и раз­ные обороты, так и слава Христа в настоящей жизни у некоторых – именно у нечестивых – меркнет, а у благочестивых возвышается. Иногда Он предает верующих в Него гонителям и попускает им терпеть узы, темницы и смерть, что представляется затмением Его славы; но в другое время внезапно поражает гонителей и так возвышает Свою славу, что претерпевших за Него мучения начи­нают благоговейно почитать сами цари. Вот почему царство Хри­стово в течение настоящей жизни сравнивается с луною. Пророк по необходимости переменяет затем тон, потому что до сих пор он говорил от лица Бога, а теперь сам обращается к Богу с собственными словами. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, И яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен** Вместо слова: //«свидетель» Симмах// употребил: //засвидетельствовавший.// И в семьдесят первом псалме блаженный Давид предвозвестил о Владыке Христе: //«прежде солнца пребывает имя Его»// ([[old:ps:071:17|Пс.71:17]]); и: //«пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов»// ([[old:ps:071:05|Пс.71:5]]). Поелику солнце тем, что восходит и заходит, производит день и ночь, служит к измерению времени: то Богу угодно было солнцем означить несокрушимость престола; и обетовал Он, что семя соблюдет во век; обетовавший же и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова Им изреченныя истинны и верны. Так Иудеи, сказав о бывших Давиду обетованиях, оплакивают постигшия их бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо мною** Семя Давида есть Христос по плоти, как мы сказали выше, Который и царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными, и против желания их: дана, говорит, Мне власть на небе и на земле [[new:mf:28:18|(Матф. 28,18)]]. А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрожденные оным христиане, как сказано выше. Итак и Евангелие и христианский народ Христов будет пребывать, по обещанию моему, во век. Сверх того и престол, т. е., царство Христово над христианами будет, говорит, знаменито и непоколебимо, как солнце. Почему же солнце он принимает здесь для изображения, или в подобие постоянства, мы сказали о том в [[old:ps:071:05#evfimij_zigaben|71]]-м псалме, изъясняя слова: и пребудет с солнцем; то есть царство Христово пребудет дотоле, доколе будет пребывать солнце, иначе сказать: оно бесконечно. По словам //Кирилла//, престол Христов есть церковь; ибо Он упокоевается на нем. Итак, он говорит, что церковь Христова будет блистать и просвещать поднебесную, продолжаясь постоянно как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнце и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний церкви, то есть, умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила. Тоже почти говорит и //Афанасий//. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен** Сие есть то обетование, по силе котораго надлежало царству Израилеву всегда пребывать в потомстве Давидовом. Ибо Пророк две вещи соединяет вместе, то есть, **семя** и **престол**, на которых основывается вечность царства с тем намерением, дабы никогда к чужим не переходило. Приводятся во свидетели **солнце** и **луна**: ибо хотя и подлежат тлению, однако больше в себе твердости имеют, нежели земля, или воздух, которыя непрестанным подвержены переменам. А как и весь мир часто колеблется и переменяется: для того непоколебимейшее состояние предлагается в **солнце** и **луне**, дабы о царстве Давидовом не судили люди по общему чину природы. Впрочем, поелику **престол** царский при Ровоаме поколебался, а после и совсем разорен и испровержен был: следовательно, пророчество сие не может относиться к //Давиду//. Мы видим, что **солнце** не престало сиять днем, а **луна** нощию, внешнее же царства Израильскаго достоинство исчезло без всякой возстановления надежды: для того должны мы обратить внимание наше ко Христу, дабы Бог не явился в обетованиях Своих лживым. Но сей из корене Иессеова прозябший жезл самым делом доказал, что в сих словах заключалася совершенная истина. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен** **Яко солнце и луна**; они представляются навеки основанными, непоколебимыми; ср. к [[old:ps:071:05#ep_irinej_orda|Пс. 71.]] **Совершена** – устроена, создана. Под **свидетелем** нужно разуметь не луну и не радугу, но Бога, Который клянется Самим Собою, поэтому есть верный Свидетель; [[new:evr:06:start|Евр. 6]] и д. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-38 **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен** Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. - //"Верный свидетель на небесах"// - т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною** См. Толкование на [[old:ps:088:36#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:36]] [<10>]