[<10>] ====== Толкования на Пс. 89:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** **Прежде даже горам не быти, и создатися земли** Поскольку, смотря на плоть Господню, почитали Господа простым человеком, и говорили: тридцатилетнего возраста Ты не достиг еще [Ουπω τριακονταετης γεγονας..., В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: Πεντηκοντα ετη ουπω εξεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17)], //и Авраама ли ecu видел// [[new:in:08:57|(Ин. 8:57)]]? — а это самое, что не признали они Божества, и было наиболее причиною их падения: то исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он прежде всей твари и соприсущ Отцу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** См. Толкование на [[old:ps:089:02#svt_grigorij_nisskij|Пс. 89:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** В настоящих словах псалмопевец поучает нас двум истинам: во-первых, что мир произошел во времени, – тогда как некоторые считают его непроисшедшим, он утверж­дает, что горы произошли в силу творческого слова, а равно и земля образовалась подобным же образом; во-вторых, что Тво­рец их Бог, что Он был прежде всего и потому стал началом всего существующего. Не напрасно пророк, наряду с землею, упо­мянул о вселенной; он хотел этим выражением указать на че­ловека и прочих животных, населяющих ее, чтобы мы не припи­сывали происхождения зверей, или пресмыкающихся, или каких дру­гих животных иному творцу. Хорошо пророк говорит, что Бог **«от века и до века»**, т.е. будущего, пребывает и Творцом и Созда­телем (мысль об этом слышится здесь прежде, чем мысль о су­ществе Божием), ниспровергая этим и все противные мнения, по­тому что есть люди, которые представляют одного – Богом настоя­щей жизни, другого – Богом будущей; это богохульное мнение пророк и ниспроверг указанным выражением. **//Беседа на псалом 89.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** Ибо Ты имеешь бытие прежде всего сотвореннаго: и гор, и земли, и целой вселенной; потому что вечен, безначален, нескончаем, не ограничен никаким пределом. А сказанное: //«прежде даже горам не быти»//, должно читать в связи с словами: //«Ты еси»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты eси** Ты, Господи, прибежище нам во всяком роде, потому что Ты всегда существуешь. До рождения гор и создания земли и вселенной Ты, говорит, существуешь. Говоря же, что Творец существует прежде тварей, псалмопевец тотчас прибавляет и другое, что Он безначален и безконечен. Ибо слова: //от века и до века Ты eси// поставлены вместо: от вечности и до вечности Ты один и никто другой. В книгах Ветхого Завета слово //век// значит очень часто всегда. Слова же: //прежде горам не быти и создатися земли и вселенней// означают одно и тоже и содержат повторение речи, но придают речи торжественность и величие. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века ты еси** Сими словами доказывает, что Тот же Самый Бог во все времена и во всяком роде и роде был прибежищем всем уповающим на Него: ибо Он всегда Той же есть, сиречь, всегда равномерно силен, равномерно премудр, равномерно благ. А дабы показать, что Бог прежде всех тварей существует, во-первых, упоминает о горах, может быть, для того, что оне первыя явилися, когда земля отделена была от вод, коими в начале творения отвсюду покрыта была; или для того, что горы составляют часть земли, более других открытую и видимую. Потом говорит **о создании земли**, коея некоторыя части составляют горы. К сему присовокупляет **вселенную**, то есть, часть земли людьми населенную. Отсюду видим, что под именем земли разумеется здесь земля пустая и ненаселенная, а под именем вселенныя, земля населенная и обитаемая: горы же и в той и в другой части земли обретаются. Наконец присовокупляет: **от века и до века Ты еси**. Не глаголет: Ты был еси от века и пребудеши до века, но в настоящем: **Ты еси**, дабы показать безпредельную вечность Бога, которая не что иное есть, как продолжение времени, не имеющее начала и конца, и не подверженное никакой перемене, как сказано инде: //Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют// [[old:ps:101:28|(Пс. 101:28)]]. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен. **Земля** – в противоположность небу [[old:gen:01:01|(Быт. 1:1)]]; **вселенная** – плодоприносящая земля в противоположность морю [[old:gen:01:10|(Быт. 1:10)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси** См. Толкование на [[old:ps:089:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 89:2]] [<10>]