[<10>] ====== Толкования на Пс. 89:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** **Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи** Разумеет время подзаконного служения, в которое наипаче процветали израильтяне, по сооружении Божественного храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады, бывшей после честного Креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествие Спасителя; потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них Солнце правды. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 5-6 **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет** Чему же научаемся из сего догматически? Тому, что для приступающего по обращении снова к добру, если жизнь его была изъязвлена тысячами прегрешений, скопление злых дел кажется подобным тысяче лет; но как скоро он обратился, Бог ни во что ему не вменяет сего; потому что Божие око взирает всегда на настоящее, не вменяет же прошедшего; напротив того, признается сие у Бога за один день или за часть ночи, которые прошли и миновались. Порочный же поступок в настоящем, хотя согрешающими ставится он в ничто, пред очами Божиими то же, что множество лет. Ибо сказано: «**уничижения их лета будут**». Прекрасно же и прилично Пророк прегрешения именует «уничижениями»; потому что делающий худое обыкновенно как-то погрешительный свой поступок почитает за ничто, и для каждого злого дела находит какие-либо оправдания, так что о каждом готов сказать: и похоть ничто, и гнев ничто, и все сему подобное ничто; потому что это движения естества, а естество – Божие дело. Посему не признает ничего этого чем-либо худым и Назирающий жизнь человеческую. Потому и Пророк говорит, что «**уничижения их**», когда они еще в произволении делающего, а не миновались, в очах Божиих признаются каждое за множество лет. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** Пророк ясно указывает на долготерпение Божие, в силу которого Бог дал людям возможность покаяния, и тысячу лет считает как один день, который уже прошел, – и не только как один день, а даже как ночную стражу; день – время большое... потому что ночь делят на четыре стражи. Итак, Бог не прекра­щает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и при­том – не настоящим, а уже прошедшим. **//Беседа на псалом 89.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** Мысль, заключающаяся в сих словах, изложена не в строгом порядке; последния слова поставлены в связи с предыдущими: «не отврати человека во смирение, яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная»; в средине же между теми и другими словами поставлено: //«и рекл еси: обратитеся сынове человечестии».// Говорит же Пророк, что жизнь человеческая кратка и крайне болезненна; а для Тебя Присносущнаго и вечнаго и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи; потому что стражею нощною назвал Пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась ночная стража, делили ночь на четыре части. Так в четвертую стражу и Господь приходил к Апостолам ([[new:mf:14:25|Мф.14:25]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** Это сказано также в доказательство вечности Божией. Тысяча лет в очах Твоих считаются столь же коротким временем, как у нас один день и притом уже прошедший. Ибо день прошедший кажется короче чем настоящий. И снова тысяча лет пред Тобою столь же короткое время, как для нас четвертая часть ночи, каковую часть назвал стражею нощною. Ибо исполняющие попеременно в войске стражу обыкновенно делят ночь на четыре части и каждую часть называют стражею. Сравнивши сначала тысячу лет с одним днем и притом с днем прошедшим, он присоединяет еще и некоторое гораздо более короткое время, именно четвертую часть ночи. Ибо ночь всегда кажется скорее проходит, чем день, вследствие бессознательного состояния спящих, вследствие темноты и успокоения от трудов. Не так у Бога считается тысячелетие, как у нас прошедший день или четвертая часть ночи, поелику самые годы всегда протекают, а Бог неизменен и вечен. Слово: //яко//, поставлено в утвердительном смысле вместо: //подлинно//. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** См. Толкование на [[old:ps:089:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 89:04]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (**пред очима Твоима**) не более, как мгновение и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю; жизнь его весьма непрочна. **Иже мимоиде** – потому что протекшее время кажется еще короче. **Стража** – ночная стража (третья часть ночи) спящему кажется минутою. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет** Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как //"стража в ночи"// (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная** См. Толкование на [[old:ps:089:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 89:4]] [<10>]