[<10>] ====== Толкования на Пс. 89:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** **Десницу Твою тако скажи ми.** Слово //«скажи»// относится к тому и другому, то есть, скажи нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это святые Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** См. Толкование на [[old:ps:089:10#svt_grigorij_nisskij|Пс. 89:10]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** **Десницею** Бога пророк назы­вает Христа, а **«укрепивших сердце... мудростью»**, т.е. во Христе (потому что Христос есть //«Божия сила и Божия премудрость»// [[new:1kor:01:24|(1Кор.1:24)]], апостолов; он не сказал: укрепившихся языком, но **"сердцем",** как это свойственно богоносным апостолам, которые, по словам Павла, имеют //ум Христов// [[new:1kor:02:16|(1Кор.2:16)]]. Итак, пророк молится о том, чтобы были познаны, т.е. явились, Христос и апостолы, потому что отсюда исходит спасение нас грешных. Сказав: **«посему яви мне десницу Твою»**, пророк дальше, однако не указал, как именно; очевидно он хотел указать, в каком образе должен явиться Христос, в величии, или в уничижении, но недоумевал, какой из них должен быть избран, поскольку величие сделало бы Христа недоступным для людей, а уничижение легко могло повести к презрению Его. Хри­стос выбирает средину между тем и другим, восполняя уничижение страданий чудесами. **//Беседа на псалом 89.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** Быть окованным в мудрости, по-видимому, очень хорошо: оправа прекрасная! Но быть окованным сердцем - это ужасно, с первого взгляда. И однако же есть люди - **окованныя сердцем в мудрости**! Кто это? Те, кои, погнавшись за мудростью и познаниями, потеряли из виду любовь; кои холодным познаниям, сухим теориям, отвлеченным словопрениям дали охладить свое чувство, иссушить свое сердце. Посмотрите на иного мудреца!.. У него бездна познаний; он весь в соображениях, что шаг, то цель и план. А сердце!.. Бедное сердце заключено в этой мудрости, как в темнице; кругом оковано расчетами, не смеет пошевелиться для милости и сострадания. Такая окованность сердца есть почти неизбежная доля мудрствующих по стихиям мира, ибо земная мудрость по природе - железного (сидерического) свойства. Мудрость небесная, напротив, дает движение и пространство сердцу, потому что она по природе своей исполнена милости и плодов благих [[new:iak:03:17|(Иак. 3; 17)]]. **//Заметки.//** ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** Будем всегда вести себя, как** «наказанные сердцем в мудрости»** [[old:ps:089:12|(Пс. 89:12)]], непрестанно дыша Иисус-Христом, Бога Отца силою и Божией Премудростью. Если же, по какой-либо случайности опустившись, вознерадим о сем умном делании, то в следующее утро опять добре препояшем чресла ума нашего и покрепче возьмемся за дело свое, зная, что нет никакого оправдания нам, //«ведущим добро творити»//, если не будем творить оного. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исчести десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** Умоляю о том, чтобы и мне насладиться Твоим благодеянием, исчислить и поведать дары Твоей десницы, и подражать умудрившимся Твоею благодатию, которые и другим указуют путь к познанию Тебя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** **Десницу Твою тако скажи ми** Тако, т. е. в кротости и умеренном наказании управляя мною, дай узнать мне в день суда Твою правую руку. Дашь же Ты мне узнать ее, когда поставишь меня по правую сторону в числи овец Твоих. **И окованныя сердцем в мудрости** И сверх того еще покажи мне тогда праведников, соединив меня с теми, сердца которых прежде их смерти окованы были мудростью. //Начало же премудрости есть страх Господень.// Или мудрость Божия есть различие между добродетелью и пороками и следование добродетели. И таким образом эти слова нужно относить к будущему суду. Можно же понимать и в отношении к настоящему времени, в смысле: дай нам познать правую руку Твою, т. е. благодеющую и охраняющую силу Твою, и кроме того тех людей, которые мудры в делах, относящихся к божественному, ибо и я чрез них хочу сделаться благоразумнее. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** Понеже предвидел Пророк, что все доселе говоренное человеческим разумом постигнуть невозможно, доколе Бог не озарит людей Духом Своим, сего ради обращается к молитве. И хотя при первом взгляде молитва сия покажется безместна: ибо какая мудрость – знать число лет наших, когда оное не выше осмидесяти лет восходит? Какая трудность исчислить толь немногие годы, когда и самыя дети, лишь только говорить начинающие, знают буквы и числа? Какая нужда учиться числительной науке, когда и без учителя по пальцам исчислить можем сто лет? Но тем-то и неизвинительнее глупость наша, что мы и толь краткаго времени жизни никогда не исчисляем. Ибо и самый наилучший арифметик, который тысящи тысящей подробно и точно разделять и раздроблять знает, при всем том осмидесяти лет в жизни своей исчислить не может. Люди знают измерять все находящееся вне их; знают, на сколько стадий отстоит луна от средоточия земли; ведают, сколь далеко разстоят между собою звезды и планеты; кратко сказать, ведают все размеры неба и земли, но в себе самих седмидесяти лет исчислить не могут. Отсюда видим, что Моисей не напрасно у Бога просит, //**дабы научил исчисляти дни наши**// ибо сие означает редкую мудрость. Последний член также достоин замечания, в котором Пророк научает, что мы тогда вводим мудрость в сердце, когда понимаем краткость человеческия жизни. Ибо может ли быть большая глупость, как скитаться в свете, не предполагая никакой известной цели? Одни токмо верные, коим известно различие между сею тленною жизнию и блаженною вечностию, для которой созданы, знают, какую жизнь избирать должно. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** См. Толкование на [[old:ps:089:11#ep_irinej_orda|Пс. 89:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** //Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение// См. Толкование на [[old:ps:089:11#lopuxin_ap|Пс. 89:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости** См. Толкование на [[old:ps:089:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 89:11]] [<10>]