[<10>] ====== Толкования на Пс. 89:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их** **И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя.** Сказано опять: //призри// — вместо: //призрел,// или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 16-17 **И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи** Так ободряет просвещаемых обращением, называя чадами дел Божиих; ибо говорит: «**призри на рабы Твоя, и на дела Твоя**»; указывает на происшедших от Авраама патриархов, потому что они в подлинном смысле дела Божии; – «**и настави сыны их**», ибо, совершающее дела Авраамовы делаются чадами патриархов, за добродетели присвояемые в родство ими. Потом напоследок посредством чистоты соединяет Бога с человечеством, умоляя, чтобы светлость Божия посредством чистой жизни воссияла и в нашем мире; ибо говорит: «**буди светлость Господа Бога нашего на нас**»; чтобы все начинания жизни нашей приносили спасительный плод, и все, что ни делаем, клонилось к одной цели. Потому, сказав во множественном числе: «**и дела рук наших исправи на нас**» под словом: "**дело**" совокупив многое, продолжает: «**и дело рук наших исправи**»; потому что разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их** Видишь, как опять пророк возвращается к молитве? О чем же он молится? О том, чтобы Бог призрел на нас и на наши дела. А призрит на нас Бог и будет считать Своими рабами тогда, когда мы будем пови­новаться Его закону (потому что это свойственно рабам); тогда Он и удостоит призреть на нас и на наши дела, потому что они будут добрыми. Он будет руководить нас и сыновей наших, – и плот­ских и духовных, – как поучающихся добру от добрых, и признает их достойными божественного водительства. **//Беседа на псалом 89.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их** **«И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя».** Из этаго явствует, что говорят о сем, не как о бывшем, но как о будущем. Не сказали: взирал Ты на рабов Твоих и на дела Твои. Мы – Твои создания и служители Твоего владычества; посему умоляем сподобить нас Твоего промышления. **«И настави сыны их»**, то есть, рабов Твоих; потому что и приносящие молитву в Вавилоне просят Бога возвратить сынов скончавшихся рабов Его, и род человеческий умоляет наставить на истину тех людей, какие будут жить в пришествие нашего Спасителя. ===== Евфимий Зигабен ===== **И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их** Посмотри, говорит, на служивших Тебе отцов и учителей наших и ради их путеводя сынов их к добродетели. Или посмотри на нас рабов Твоих, и не только нас, но и плотских и духовных сынов наших путеводи. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 13–15 **И призри на рабы твоя и на дела твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи** Понеже Бог, оставляя церковь Свою без помощи, некоторым образом приемлет на Себя лице, не свойственное Богу, сего ради Пророк благоразумно нарицает делом рук Его милостивое покровительство, которое обещал Он сынам Авраамовым. Почему, хотя дело рук Божиих видимо было и во всех тех казнях, коими карал Бог то вероломство Израильтян, то неблагодарность, то ожесточение, то любострастие и похоти, то другие грехи, – но Пророк всем сим доказательством Божией силы по превосходству предпочитает милостивый промысл о сохранении Израильскаго народа, и желает, чтоб сей наипаче всюду ведом и прославляем был: //**да явится на рабех Твоих дело Твое, и слава Твоя на сынех их**//. По сей причине и Павел Божию благость особенно именем славы величает, глаголя: //да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу// ([[new:rim:09:23|Рим. 9:23]]). Хотя бо и мир судя проявляет славу Свою, но Поелику нет ничего естественнее Ему, как благотворить человеческому роду, сего ради слава Его между благодеяниями первое занимает место. Что касается до настоящаго места, то Поелику Бог начал уже благодетельствовать народу Своему, изведя его из Египта, а оставалось только ввести его в Ханаанскую землю: сего ради просит, дабы довершил предначатое дело и не помрачил славы Своея. Сие яснее изображается во втором члене, где Моисей испрашивает милости не токмо людям века своего, но и детям их, которыя еще не родились. Ибо таков был образ того завета, в котором сказано: //Буду тебе Бог, и семени твоему по тебе// ([[old:gen:17:07|Быт. 17:7]]). Сверх сего заметить должно и имя //**светлости**//, откуду также усматриваем несравненную Божию любовь к нам. Ибо обогащая нас Своими дарами, хотя ничего Себе не приобретает, однако хощет, чтоб красота его явно сияла, так как бы она помрачалася, ежели бы не видима была в благотворениях Его. За сим следует: //**дела рук наших исправи на нас**//. Сими словами означает Моисей, что мы ничего не можем благополучно начать или предпринять, ежели Бог не будет нам предшествовать, и в делах наших благословением Своим содействовать. Откуду следует, что люди безбожные в намерениях и предприятиях своих бывают неблагоуспешны: ибо где нет Бога, там все приходит в безпорядок и замешательство. Не излишне присовокуплено и оное повторение: //**и дело рук наших исправи**//. Оно научает, что мы имеем нужду в безпрерывном продолжении Божией благодати, дабы сопровождала нас не токмо до половины пути, но и чрез все течение жизни. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–17 **И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи** Сими заключительными словами псалма пророк еще раз молит Бога, чтобы Он милостиво **призрел** как на людей, которых называет рабами, так и на дела Его, т.е. тех же людей, как сотворенных от Него (**дела рук Его**), и не оставил бы без Своего благоволительного внимания (**призри**) и попечения как их самих, так и потомков их (**и настави сыны их**). И пусть будет, говорит **(и буди светлость Господа Бога нашего на нас**), **светлость Господа** – «свет» (символ благодати лица Божия), т.е. благодать Господа Бога нашего, просвещающая и освящающая всех. И этою благодатию Своею («немощная врачующею и оскудевающая восполняющею») Ты **исправь** в наших делах то, что мы не в состоянии исправить собственными своими силами: **все дела рук наших**, всю деятельность вообще (**дела**) и каждый отдельный поступок (**дело**) направь (**исправи**) ко благу нашему, дай доброе направление **делам рук наших** и нашей деятельности. Эта молитва Моисея, человека Божия, может служить прекрасным образцом молитвы и для каждого из нас. Чем другим можем мы привлечь к себе милосердие Божие, как именно смиренным сознанием своего недостоинства и ничтожества пред Богом? При своей греховности мы можем только взывать словами Моисея, чтобы Бог вечный и милостивый не оставил нас без Своей помощи и не допустил нас до унижения [[old:ps:089:03|(ст. 3)]], что мы, по немощи своей, не можем вынести гнева Его, т.е. строгого и справедливого наказания Его [[old:ps:089:06|(ст. 6)]], и чтобы поэтому наказывал нас с кротостию и милосердием [[old:ps:089:09|(ст. 9)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]