[<10>] ====== Толкования на Пс. 90:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое** **Яко на Мя упова, и избавлю и**. Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. **Покрыю и, яко позна имя Мое**. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое** Так как псалмопевец высказал нечто великое и почти невероятное, сказав, что такие злые и мощные силы, даже сравниваемые со львом, драконом, аспидом и василиском – самыми страшными из зверей, будут попираемы нами, то он представляет теперь Бога, Который подтверждает сказанное и показывает нам неодолимое оружие – надежду на Него, посредством которой мы можем избавиться от врагов, если предадим себя Ему, можем укрыться, так что не потерпим от них никакого вреда, если только познаем имя Божие, т.е., если благоговейно будем почитать Его словом и делом, устами и мыслью, помыслом и делами. Подлинно, знает царя не тот, кто признал его по одному только слуху, а тот, кто покоряется ему так, как должно покоряться доброму царю. **//Беседа на псалом 90.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое** Всё это будет дано от Бога, если будем уповать на Него. Он избавит нас от всякого зла и покроет нас за то, что познали всем сердцем имя Его. //**О 90-м псалме.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его** Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму. **с ним есмь в скорби** Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение. **изму его, и прославлю его** Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое** **Яко на Мя упова, и избавлю и** Поелику пророк дал обещания человеку, имеющему прибежищем своим Бога, великие и неимоверные, то есть, что он будет попирать жесточайших и ядовитейших зверей; то посему теперь, по словам //Афанасия//, он представляет Бога уверяющим в вышесказанном и научающим, какова награда и плод упования на Бога. Он говорит: поелику сей человек уповал на Меня, то посему Я избавлю его от всякой опасности. **покрыю и, яко позна имя Мое** Заметь, читатель, почему Бог сказал: за то, что он познал имя Мое; это потому, что естества Божия никто не может познать. А познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, то есть, как должно вести себя в отношении к столь великому и страшному Богу, иначе, как раб и покорный божественным заповедям своего Владыки. //Евсевий// вопрошает: Кто же знает имя Его? и отвечает: тот кто Ему одному служит и Ему одному покланяется, не зная другого бога, кроме Его; тот кто с кротостью покорил Ему волю своего ума; кто служит Его хотениям, тот знает волю Его. А когда слышишь имя, то разумей под оным славу. Так и написано, что лучше доброе имя, нежели великое богатство [[old:pr:22:01|(Прит. 22:1)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя мое** Дабы не обременить чтущих пространным словом, здесь вкратце заметить должно, что Пророк сими словами подкрепляет немощь нашу, Поелику не всегда твердо полагаемся на промысл Божий. С сим намерением и ныне вводит Бога глаголющаго, дабы в лице Его подтвердить вышереченное учение. Бог же, провещавая с небеси, свидетельствует, что мы под кровом крил Его пребудем безопасны и что Он ничего, кроме упования, от нас не требует. А как жизнь наша на земле всегда подвержена бывает многоразличным опасностям: сего ради обещает, что Он всегда будет готов подавать нам помощь, ежели только мы от всего сердца призывать Его будем. Прилично к упованию присовокупляется и познание имени Божия. Ибо как многим неизвестна Божия сила, паче же и Сам Бог неизвестен, сего ради озираются сюду и сюду, и страх влечет их в разныя стороны. Понеже убо истинное познание Божия имени раждает упование и призывание, и те токмо приобретают Бога, кои, от всего сердца объемля обетования Божия, должную честь воздают имени Его: сего ради Пророк благоразумно и свойственно познание сие вместо источника упования положил. Глагол: //**покрыю**// – не что иное означает, как безопасность и непрестанное покровительство, сообщаемое тем, которые прямо познали Бога. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое** //Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и "долготою дней насытит"// См. Толкование на [[old:ps:090:11#lopuxin_ap|Пс. 90:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–16 **Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое** После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (**яко на Мя упова**), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (**яко позна имя Мое**), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (**услышу его**). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (**с ним есмь в скорби**), избавлю его (**изму его**) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и **прославлю его**, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. **Долготою дний исполню его**, т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]