[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом песни в день субботный** //Содержание:// Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Псалом песни в день субботный** Этот псалом безымянный, но не без надписания. Он имеет надписание, указывающее на содержание его, а имя псалмопевца не указывает. Какая причина этого, показывает надписание. Так как этот псалом должен был петься в субботу и потому его пели все псалмопевцы, то естественно, что он не приписывается ни Давиду, ни Асафу, ни сынам Кореевым, ни кому-либо другому; он был общим. Несомненно однако, что и это пророчество, как и в остальных псалмах, принадлежит Давиду. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом песни, в день субботный** Суббота, по закону, требовала бездействия, но не бездействия совершеннаго; потому что и в субботу допускались разныя делания, повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу двойныя жертвы. Поэтому закон о субботе предписывал прекращать только труды телесные. А как и будущая жизнь свободна от таковых забот, то справедливо именуется упокоением. Потому и блаженный Павел взывает: //«потщимся убо внити во оный покой»// ([[new:evr:04:11|Евр.4:11]]); и еще: //«убо оставлено есть субботство людем Божиим»// ([[new:evr:04:09|Евр.4:9]]). И поелику псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных, а сие будет по наступлении онаго покоя; то справедливо принял он сие надписание. ===== Евфимий Зигабен ===== **Псалом песни, в день субботный** Что значит псалом песни, о том мы сказали в предисловии. Сей псалом, хотя без имени, но не без надписи. Он не имеет ни имени Давида, ни другого какого либо псалмопевца, потому что он был пет всеми вообще тогдашними псалмопевцами, а надписывается: //в день субботний,// потому, как думают некоторые, что Давид посвятил его пению только в субботу в благодарность Богу, и потому что в субботу должны были собираться все псалмопевцы для пения его. Но по мнению других, рассматривавших сей псалом в высшем смысле (как //Феодорит//), сей псалом имеет в виду день будущего века и учит о том, что относится к будущему веку, т. е. о наказании грешников и о славе и наслаждении праведников. Ибо как древняя суббота, означающая покой, была праздна от всякого житейского дела; так и день оный, будучи покоем после настоящей жизни, свободен от всякой житейской заботы, и, по //Феодориту//, называется субботою. Слова Божественного //Кирилла//: Настоящий псалом учит тому, что в субботу должно быть в праздности, по той причине, что собирающиеся в одно место занимаются тем, что изъясняется в псалме, т. е. исповеданием, псалмопением, возвещением милости и истины. К сему прибавляет //Василий Великий//: Бог тем, которые в субботу (и во всякий праздник) предаются пресыщению чрева и всякому неприличию угрожает так: горе участвующим в субботах ложных [[old:am:06:03|(Ам. 6,3)]]. Ибо истинные субботы суть предопределенный народу Божию покой, какого достигает тот, у которого мир распят; также: новомеcячий ваших и суббот и дня великого не потерплю [[old:is:01:14|(Ис. 1,14)]]. Посему, по отменении оных слово новозаветное перенесло субботний праздник на Воскресение Спасителя—первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом нами псалме. Поелику закон говорит: не должно брать ноши в субботу, не переходить с одного места на другое, не возжигать огня: то, при невозможности соблюсти cиe телесно, мы понимаем, что не возжигать огня значить не воспламеняться плотскими страстями и не возжигать огня в вечном жилище; не поднимать ноши, значить: не обременяться тяжестью гpеxa и не собирать вещества в пищу огня; не двигаться с места значить не отступать от пребывания в Боге, но соблюдать непоколебимость в вере. Слова //Диодора//: Вся цель сей песни есть день субботний. А суббота, есть подобие жизни во Христе и евангельского жития, которому новый путь проложил для нас Сам Спаситель, изменив законные тени в духовное богослужение. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом песни, в день субботный** НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Сия надпись означает содержание псалма, который пет был в день субботный и сложен для наставления народа, дабы в день субботный упражнялся в хвалении Бога. Материю хвалы предлагает наипаче в делах Божиих, в которых особливо прославляет милость Божию к верным и праведный суд в наказании нечестивых, чрез что воодушевляет верных любить добродетель и терпеливно нести крест, обещая им благополучный успех во всех делах и счастливое окончание бедствий. А дабы отвлечь от грехов, возвещает, что все нечестивые скоро погибнут, хотя на время и кажутся быть благополучны. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Псалом песни, в день субботный** По надписанию псалом этот назначен был для пения при богослужении в субботу; он не имеет индивидуального характера и по своему первоначальному назначению составляет общественную песнь. Празднование субботы между прочим имело целию напоминать израильтянам о завете, который Господь заключил с ними. Ради этого завета и для исполнения связанного с ним обетования, Бог всегда оказывал милость народу Своему, сохранял его невредимым среди могущественных языческих народов, и когда он (за свои грехи) подвергался нападениям от враждебных соседей, помогал ему одерживать над ними победу. Если же еврей вспоминал в субботу о завете и чувствовал себя членом завета, то он не мог при этом не вспомнить о тех благодеяниях, какие Бог оказывал народу Своему, как народу завета, и это должно было побуждать его к благодарному прославлению Того, Кто так чудесно сохранил народ и руководил им. Псалом наш, с одной стороны, служит выражением воодушевленной благодарности ввиду этого чудного водительства Израиля, а с другой – выражением твердой уверенности, какую святой народ, как народ завета, имеет при всех постигающих его бедствиях. Мишна Тамид. VII. Мессехет 4 перечисляет псалмы, которые ежедневно левиты пели во храме, именно в первый день после субботы [[old:ps:023:start|Пс. 23,]] в понедельник [[old:ps:047:start|Пс. 47,]] вторник [[old:ps:081:start|Пс. 81,]] в среду [[old:ps:093:start|Пс. 93,]] в четверг [[old:ps:080:start|Пс. 80,]] в пятницу [[old:ps:092:start|92,]] в субботу (во время возлияния вина при утреннем всесожжении) наш псалом 91. И теперь в субботу он читается евреями. По талмудическому мнению, сама суббота воспела Пс. 91 по окончании творения; иудеи говорят, что его будут петь и в будущем царстве Мессии, которое есть вечная суббота. Как общественная песнь, псалом этот характеризуется и общим своим изложением, и особенно [[old:ps:091:04|ст. 4]]-м (один не мог играть разом на нескольких инструментах); впрочем, он так составлен, что и каждый в частности мог употреблять его для выражения своих чувств в победе над своими личными врагами. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Псалом песни, в день субботный** Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться. Псалом указывает на гибель многочисленных врагов ([[old:ps:091:08|ст. 8-10]]), на спасение от них праведника и его возвышение ([[old:ps:091:11|ст. 11-13]]), и на чудесный характер этой защиты ([[old:ps:091:14|ст. 14]]). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с [[old:ps:090:start|90]], где высказывается то же самое (см. [[old:ps:090:02|XC:1]], [[old:ps:090:07|7-10]], [[old:ps:090:16|16]]), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и [[old:ps:090:start|90]] псалом, т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия. Надписание //"песнь на день субботний"// указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом песни, в день субботный** Судя по сему надписанию, нужно думать, что псалом сей предназначен для пения в день субботний, в который повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу сугубые жертвы [[old:lev:23:start|(Лев. 23)]]. По содержанию своему он сходен с предыдущим, [[old:ps:090:start|90]] псалмом. В нем также восхваляется праведник, уповающий на Бога и находящийся всегда под покровительством Всевышнего [[old:ps:091:05|(ст. 5]], [[old:ps:091:09|9]], [[old:ps:091:11|11–13)]], также прославляется милость Божия к верным и праведный суд в наказании нечестивых [[old:ps:091:03|(ст. 3]], [[old:ps:091:10|10]], [[old:ps:091:14|14)]]. Он также воодушевляет верных любить добродетель и терпеливо переносить неизбежные в жизни скорби и напасти со стороны врагов. По причине такого поучительного характера своего псалом сей и назначен для пения в день субботний. О том, кем и в какое время составлен сей псалом, ничего определенного не говорят и ученые исследователи и толковники сего псалма. Указывают только на то, что псалом сей был в богослужебном употреблении во времена второго храма Иерусалимского, и, подобно [[old:ps:091:start|78-му]] псалму, был известен писателю 1-й Маккавейской книги (ср. [[old:1mak:07:17|1 Мак. 7:17]], [[old:1mak:09:23|9:23]]; свящ. Н. Вишняков. О происхождении Псалтири). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]