[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя** **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи!** Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих, изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя** Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, – а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т.е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: //«о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»// [[new:rim:11:33|(Римл.11:33)]]. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя** //Симмах// перевел так: весьма глубоки помышления Твои; Акила же и //Феодотион//: углубились. И дела Твои, говорит Пророк, велики и чудны (ибо речение «яко» употреблено для усиления речи); но премудрость Твоя недоступной глубины. Ибо какой ум в состоянии изследовать основания Твоего промысла? Но мы и неведущих научаем сему; а лишенные смысла и утратившие ум, и сами не хотят узнать, и у других не согласны научиться. Ибо Пророк присовокупляет следующее. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя** **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи** Союз: //яко//, здесь означает, по //Феодориту//, высшую степень: весьма, говорит, велики дела Твои, Господи, не те только, которые находятся в чувственной твари, но и те, которые усматриваются в различных видах промышления, в домостроительствах и чудотворениях и других таковых действиях Божиих. А о делах Божиих мы сказали в [[old:ps:085:08|85]]-м псалме, изъясняя слова: и нет (подобного) в делах Твоих. **Зело углубишася **(глубоки)** помышления Твоя** Глаголом: углубишася, выражает то, что глубокими и непостижимыми оказались, а помышлениями называет советы Божии. С сими словами сходны слова ап. Павла: какая глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! [[new:rim:11:33|(Рим. 11,33)]]. //Феодорит//: Кто, говорит, способен постичь действия Твоего промысла? А мы научаем сему и несведущих; но лишенные смысла и потерявшие рассудок и знать сего не хотят и не терпят изучения сего от других, что и псалом присовокупляет. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя** Понеже сказал Пророк, что он по премногу увеселялся делами Божиими, то дабы кто не подумал, что он совершенно постиг и в тонкость разсмотрел все величие дел Божиих, сего ради присовокупляет, что дела Божии суть превыше всякаго понятия человеческаго, а премудрость, с каковою они соделаны, несравненно глубже, нежели чтоб могли мы в жизни сей совершенно постигнуть оную, аки бы сказал: удивляюся величию и превосходству дел Твоих, не понимаю ни умом, ни мыслию толикаго величия. Ибо справедливо сказал сын Сирахов: //песка морскаго, и капли дождевныя, и дни века кто изочтет? высоту небесе, и широту земли, и бездну кто измерит// ([[old:prsir:01:02|Сир. 1:2]])? Все сие хотя подлинно велико, но премудрость Зиждителя несравненно больше сих. Сего ради тот же сын Сирахов прилично сказал: //премудрость Божию, вся преимущую кто изследует// ([[old:prsir:01:03|Сир. 1:3]])? Сему подобно и Давид восклицает здесь: //**зело углубишася помышления Твоя**//, то есть: те премудрые замыслы, которые употребил Ты в творении вещей толь чудных и толь совершенных, к коим ничего ни прибавить, ни убавить не можно, толь сокровены суть, что превосходят все понятие человека. Ибо кто понять может, каким образом в малом семени скрывается толикая высота древа, толикое различие ветвий, толикая зеленость листьев, толикая красота цветов, толикая польза плодов? да и самое семя каким образом служит к проращению других семян по роду и по виду своему? Кто постигнуть может, какою хитростию вложил Господь и в самыя малейшия животныя чувства, жизнь, движение? каким образом влиял в муравья мудрость, в паука искусство соплетать сети, в комара силу высасывать кровь толь слабым орудием? //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя** См. Толкование на [[old:ps:091:05#lopuxin_ap|Пс. 91:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих** Продолжая выражать свои мысли и чувства, возбуждаемые при созерцании великих дел Божиих, псалмопевец с удивлением говорит: «Как велики и славны дела Твои, Господи!» (ц.слав., по пер. с евр.: яко, или коль, **возвеличишася дела Твоя, Господи**); они непостижимы для ума человеческого; премудрость, сокрытая в делах Божественного творения и промышления о мире, настолько глубока и удивительна, что нам совершенно невозможно в сей жизни обнять ее своими мыслями (**зело углубишася помышления Твоя**). Под именем мужа безумного разумеется здесь человек глупый, вообще – нерассудительный (латинский insipiens, animal, stolidus, impius), мудрец века сего, который не возводит мысль свою к Богу, к делам Божиим и предметам высшего, духовного мира, а весь поглощен чувственной и суетной жизнью. Такой человек не может возвыситься до познания великих дел Божиих. Если он и интересуется чем-либо в делах природы или видимого мира, то занимается этими делами настолько, насколько находит в них пользу и удовольствие для себя; но для того, чтобы чрез «видимые творения Божии» познать невидимую силу Виновника всего, «//присносущную силу Его и Божество//» [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]], он оказывается неспособным, **мужем неразумным, безумным, который не разумеет сих**. А так как между современными людьми есть немало таких, которые, будучи неразумны по отношению к делам мира Божественного, духовного, причисляют себя к разумным, образованным (интеллигенты – intelligentes), Tо, по Слову Божию, и они являются такими же неразумными, не познавшими воли Божией, неблагодарными Ему и преданными постыдным страстям (см. [[new:rim:01:20|Рим. 1:20–32]]). Так и вы все, вольнодумцы, последователи хлыстовской секты и др., отвергающиеся от единой Христовой Церкви. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]