[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие** Потому, говорит пророк, мы не можем постичь судеб Бо­жиих, что враги Его, т.е. грешники, в будущем веке погибнут и все делающие беззаконие рассыплются, а теперь, когда они собраны, стоят твердо и еще не подверглись подобающей грешникам гибели; некоторые обманывают их и ложно внушают, что они не потер­пят наказания, тогда как для них служит достаточным наказанием уже и то, что они называются врагами Божиими, и, кроме того, дается величайшая угроза, что они не только погибнут, но и будут рассеяны. Поэтому они напрасно приобретают себе родствен­ные и дружественные связи среди нечестивых, не зная, что все это не может быть прочным, так как Бог рассеет все собрание не­честивых. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие** См. Толкование на [[old:ps:091:09#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 91:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко се врази Твои, Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вcи делающии беззаконие** Враги Божии суть не только неверные, но и верные грешные, как слушающиеся врага Божия— диавола. А погибелью врагов Божиих называет наказание в будущем веке. Они же будут рассыпаны в различные мучения и наказания. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие** Сими словами доказывает, что беззаконники процветают только на время, и притом на самое краткое. Ибо оное указательное слово, //**се**//, означает внезапную перемену, аки бы сказал Пророк, что те, которые недавно прозябли яко трава, и процвели яко лилии, вдруг погибли, так как бы погибель их была пред очами Его. А оное повторение слов, //**яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут**//, увеличивает ненависть к врагам Божиим, так как напротив оное изречение: //О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея// ([[old:ps:128:07|Пс. 115:7]]), – увеличивает искреннюю любовь к Богу. В самом деле достоин ненависти всяк тот, кто, желая угодить миру, не боится быть врагом Богу, по оному святаго Иакова изречению: //иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает// ([[new:iak:04:04|Иак. 4:4]]). Отсюду помыслим, коликое есть зло ради угождения твари презирать Творца, как делают лицемеры! Во второй части стиха определяет, кто суть те врази Божии, о которых в первом члене говорил: ибо Бог не напрасно кого-либо ненавидит, паче же, поскольку все люди суть творение Его, сего ради всех и каждаго отечески любит. Но как нет ничего противнее пресвятому существу Его, как беззаконие и неправда, сего ради возвещает непримиримую брань всем творящим беззаконие: //**расточени будут вси делающии беззаконие**//. Сии слова приспособляет к вышереченному подобию травы, ибо как изсохшая трава или сено так разносится и разсыпается ветром, что более и следов ея не является, тако и беззаконники, возрастши и процветши на краткое время, вдруг посекаются и восхищаются от земли, так что и самая память их совсем погибает. Отсюду верные великое приемлют утешение, когда слышат, что причиною погибели нечестивых бывает беззаконие, которое делает их ненавистными Богу, а потому и нетерпимыми. Да и Пророк немного ниже изъясняет, что он имел в виду тот единственно конец, дабы сею надеждою облегчить как свои, так и всех верных бедствия, болезни, печали и скорби. ===== Лопухин А.П. ===== **Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие** См. Толкование на [[old:ps:091:05#lopuxin_ap|Пс. 91:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие** **Врагами** Божиими псалмопевец называет здесь тех людей, которые не повинуются воле Божией, не исполняют Его святого закона, вообще всех тех, о которых говорит выше, в стихах 8 и 9. Не исполняя волю Божию, они исполняют волю свою или же повинуются воле врага Божия – диавола, и таким образом становятся во враждебные отношения к Богу и чрез то уготовляют себе скорую погибель. Двукратным повторением слов: **яко се врази Твои, Господи, погибнут**, – псалмопевец выражает как бы ревность свою о погибели врагов Божиих и стремление возвысить в себе любовь к истине и правде Божией и привлечь к себе милость Божию. О врагах Божиих и делающих беззаконие сказано еще, что они не только **погибнут**, но и **разыдутся** (лат. dispergentur), т.е. рассыпятся, расточатся, как пыль и прах расточаются от ветра, так что и самая память о них исчезнет. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]