[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** **И вознесется яко единорога рог Мой.** Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству. **И старость моя в елеи мастите.** После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, — и это будет для меня наградою за долговременные труды. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** Единороги суть праведники, а Христос по преимуществу, потому что он одним рогом – крестом победил враждебные силы. Он (Христос) даровал нам рог против вра­гов – веру в Него, которая имеет высоту, подобную Владычнему рогу, т.е. кресту. Подобно тому, как крест был прославлен стра­даниями, так точно и вера святых возвышается от гонений и про­славляется от страданий. Равным образом и старость наша, т.е. последние дни, возвышаются **«умащена тучным елеем»**, потому что в послед­ние времена Щедромилостивый с любовью пришел к нам, чтобы призвать в Свое царство грешников и мытарей. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** **«И вознесется яко единорога рог мой».** А мы, имея познание о Тебе и увидев сокрушение врагов Твоих, похвалимся и возвеличимся Тобою, как освобожденные от прелести многобожия и покланяющиеся Тебе истинно сущему Богу. **«И старость моя в елеи мастите».** //Симмах// перевел так: ветхость моя, как маслина цветущая. Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и по переводу седьмидесяти, как от некоего елея утучнею от радости. ===== Евфимий Зигабен ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** **И вознесется, яко единорога, рог мой** Рогом своим Давид наименовал Христа, как происшедшего по плоти от семени его, как мы сказали пространнее в [[old:ps:088:25#evfimij_zigaben|88]]-м псалме, изъясняя слова: и именем моим вознесется рог его. Вознесется вместо возвеличится, т. е. во время будущего суда, так как тогда и все враги его смирятся; притом вознесется как рог единорога, т. е. весьма или чрезмерно. //Диодор// рогом Давида называет спасенный веpoю христианский народ. Безъименный под рогом разумеет крест Христов, и веру во Христа, которая имеет высоту соответственную владычнему рогу, то есть кресту: ибо как крест прославился страданиями; так и вера благочестивых возносится чрез гонения и славится страданиями. **И старость моя в елеи мастисте** Елеем Давид выразил мягкость; ибо умастити, говорит, лице елеемъ ([[old:ps:103:15|103,15]]). Итак он говорит, что, узнав о том, что рог мой вознесется, заключаю что и старость моя будет сопровождаться великим веселием, т. е. беспечально и в радости буду проводить ее, утешаясь надеждами на будущее. Безъименный говорит: И не только cиe, но и старость моя, т. е. последние дни вознесутся елеем тучным; ибо в последние времена пришел обильно и щедро милующий (елеемъ умащающий) нас Христос, чтобы призвать в свое царство грешников и мытарей. //Феодорит// говорит, что //Симмах// перевел так: Ветхость моя, как маслина благо-цветущая; процвету и старость отложу, уподобляясь зеленеющей маслине. Или по переводу 70-ти: как неким елеем умащен буду веселием. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** **Вознесется рог мой**, именно Твоею помощию. – **Старость моя** нужно относить не к **вознесется**, но дополнить словом **будет**, или **умастится**; старость моя будет крепка (помазание елеем укрепляет тело) и радостна (помазание елеем – при радостных случаях). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите** См. Толкование на [[old:ps:091:05#lopuxin_ap|Пс. 91:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите: и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое** **Единорогом** называется здесь сильное животное, водящееся в лесах Африки и Азии, имеющее на своем носу крепкий и сильный рог, отчего и называется носорогом, по-славянски: «единорог». Словом **рог** в Священном Писании означается сила, иногда богатство. В последующей речи своей псалмопевец от злой участи врагов Божиих переносится мыслию к участи людей праведных, к которым он причисляет и себя, как человека, исповедающегося Господеви и возвещающаго милость и истину Его [[old:ps:091:02|(ст. 2-3)]]. Противопоставляя участь тех и других, он говорит, что тогда как делающие беззаконие погибнут, он вознесется. Сила моя, как бы так говорит он, и благополучие мое возрастет, по милости Божией, возвысится, но не так, как слабая трава, но как крепкий рог единорога. И не только возрастет (**вознесется**) и возвеличится благополучие мое, но и будет долговременно, достигнет глубокой старости, которая уподобится цветущей маслине (**и старость моя в елей мастите**). Тогда, сопутствуемый помощью Божией, я смело буду смотреть на врагов моих, не убоюсь ни явных нападений со стороны их, ни тайных коварных злоумышлений против меня. Ни те, ни другие для меня уже не страшны. Свободно и без страха **воззре око мое на враги моя**. Не сомневаясь в победе над ними, своим ухом я спокойно буду выслушивать разные ухищрения восстающих на меня лукавнующих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]