[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут** **Насаждени в дому Господни.** Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. **Во дворех Бога нашего процветут,** т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут** Вместо: **«насажденные»**, другие переводчики сказали: //пересажены//, дабы было ясно, что разумеются не просто кедры, а те, которые, будучи пересажены из заблуждения, находятся в дому Божием, о котором Павел говорит в послании к Тимофею: //«чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»// [[new:1tim:03:15|(1Тим.3:15)]]. Может быть, впрочем, пророк упомянул о Ливане потому, что пока он был горой идолослужения, имея на себе кедры, Писание порицало их, а когда они были употреблены на построение святого храма (так как Соломон взял некоторые из них на храм), стало хвалить их. **«Процветут во дворах Бога нашего»**, т.е., в частных церквах, потому что церковь вообще, вселенскую, пророк назвал домом Божиим. Может быть, впрочем, домом Бо­жиим называется закон, в который были пересажены от господ­ствовавшего у них нечестия язычники, начавшие процветать и при­носить плоды во дворах Божиих, т.е. в заповедях. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут** Сии, уподобившиеся оным деревам, насадителем имеют Бога, а местом насаждения – Божественный храм. ===== Евфимий Зигабен ===== **Насаждены в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут** Праведники, говорит, насаждены в дольней церкви, в которой обитает благодать Христова, и укоренены в вере; почему они и будут процветать в небесных дворах, т. е. будут украшаться цветами добродетелей. По словам божественного //Максима// сии слова можно понимать и иначе, именно: дом Господень есть знание божественных писаний, в которых мы обретаем Господа, а дворы суть заповеди Господни. Слова //Тимофея//: Уподобляет праведника кедру, а ливану содержащее праведников место, т. е. церковь по причине великой ее обширности и разнообразия и разнородности растений. Итак, мысленный дом Господень есть совокупность соборной церкви, а дворы Божии суть по разным местам церкви верующих. Посему насажденные в соборной церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т. е. в отдельных и поместных //церквах и собраниях уверовавших из язычников. //Василий Великий говорит: Можно под двором в высшем значении еще разуметь небесное житие. В сем отношении насажденные здесь— в доме Господа, т. е. в церкви Бога живого, будут процветать там,—в дворах Бога нашего (толк, на [[old:ps:028:start|28]]-ой псал.); а дворы суть небесные обители, по безъименному, ибо многие обители в дому Отца. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 14-15 **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут** **Насаждены в дому Господни** – здесь образ отчасти оставлен. Израиль имел место богослужебных собраний, мог приходить в дом Божий, в дворы Господни и там посредством молитв и жертв вступать в живую связь с Богом, утверждаться в ней и усвоять себе силы высшей жизни. Всякий благочестивый израильтянин был таким образом пальмою или кедром, насажденным на роскошной почве, в дому, **во дворах Божиих**; оставаясь верным своему назначению, каждый Иудей (равно как и весь народ) будет крепок (**благоприемлюще будет**) среди языческих народов и будет долго и долго существовать (**в старости мастите**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут** //Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.// //"Насажденными в доме Господнем"// являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут** См. Толкование на [[old:ps:091:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 91:13]] [<10>]