[<10>] ====== Толкования на Пс. 92:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя** //Реками// называет здесь святых Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками. Ибо им сказано: //реки от чрева его истекут воды живы// ([[new:in:07:38|Ин. 7,38]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя** Псалмопевец, и за многое другое в загадочных выражениях восхвалив благодать, прилагает к слову какой-то, громкий глас издающие, "**реки**", означая сим, как думаю, гласы Евангельские. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя** Под **реками** разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: //«кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38)]], а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: //«сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него»// [[new:in:07:39|(Ин. 7:39)]]. Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. **//Беседа на псалом 92.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя»: «Возмут реки сотрения своя** Пророк называет реками священных Апостолов и после них приявших на себя дело проповеди; потому что, подобно рекам, доставили они людям всякое орошение. Так нарек их и блаженный Аввакум: //«реками разсядется земля»// [[old:avm:03:09|(Авв. 3:9)]], то есть, разверзется и приимет орошение. Так и Господь сказал: //«веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы»// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38)]]. Сии-то реки// «воздвигоша гласы своя»//, проповедуя божественные догматы и пролагая себе пути. Ибо //«сотрениями»// Пророк назвал стези. Поелику вода смывает обыкновенно землю, по которой течет, и пролагает себе путь; то течение сих рек справедливо назвал сотрением, потому что первые веровавшие проповеди уготовляли путь другим, и преподавание учения делали для них нетрудным и безбедственным. **«От гласов вод многих, дивны высоты морския».** Как при впадении в море великих рек, задерживающих стремление морских волн по песку, волны сии противоборством речных течений отражаются на большое пространство; так, когда сладкое и удобопиемое учение Апостолов внесено было в соленое и горькое море вселенной, произошел некий водоворот, и одне против других воздымались волны. Сие предрек и блаженный Аввакум; ибо, сказав: //«реками разсядется земля, узрят тя, и поболят людие, расточая воды шествия»//, присовокупил: //«даде бездна глас свой, высота привидения своя»// [[old:avm:03:09|(Авв. 3:9–10)]]. Всякий город исполнился сея бури; таково слово Самаго Господа: //«не приидох воврещи мир»// на вселенную, //«но меч, разлучити человека» на ближняго, сына «на отца своего, дщерь на матерь свою, невесту на свекровь свою»// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34–35)]]. Но в начале проповеди была сия буря; ныне же Владыка моря запретил бурному ветру, и пременился он в тихое веяние, и умолкли волны морския, //«и бысть тишина велия»// [[new:mf:08:26|(Мф. 8:26)]]. **«Дивен в высоких Господь».** //Акила// перевел так: весьма велик на высоте Господь. И пророк весьма кстати присовокупил это к сказанному, показывая тем силу Совершившаго; потому что Он велик, есть Вышний и Господь, имеет силу неизмеряемую словом и непостижимую для ума. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласи своя** Реками Давид называет здесь, по словам //Афанасия//, апостолов и евангелистов, как напояющих человеческие души духовными водами евангелия. Он говорит, что апостолы возвысили голоса свои, т. е. явно и без всякой застенчивости и открыто проповедывали людям евангелие. Мы неоднократно говорили, что Давид говорит о будущем, как о прошедшем — вместо: возвысят, сказав возвысили, выражает душевную радость. Безъименный толковник: Когда кивот проходил Иордан, то отступили и остановились воды, самым делом возглашая о славе Божией, и когда Он крестился в той же pеке, небесный глас возвестил в слух всех, что Он Сын возлюбленный. Другой под реками разумеет действия и дары Святаго Духа. Сии то дары Духа возвысили гласы свои. Ибо по всей земли сделались явны, как бы несясь с высоты неба. А возвысили голос посредством языка пророков, пророчествовавших прежде. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих** **Возьмут реки сотрения** (волны) **своя**. Под вздымающимися волнами и шумящим морем разумеются языческие народы, которые смирил Иегова и привел в спокойствие, несмотря на их удивительную силу, доказывая тем, что Он еще более дивною обладает силою, что Он сохраняет верность Своему народу и святость Своему храму. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих** //Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны пред Богом// Под возвышениями волн речных и волн морей нужно понимать враждебные движения во время царя Иосии и которые могли угрожать многими опасностями и военными столкновениями с ними и Иудее. Иосия сознавал слабость своих военных сил для отражения врага и успешной борьбы с ним, но вера в помощь Господа подкрепляла его и эту веру он хотел привить в лице автора псалма всему народу, когда говорил, что Господь "силен паче шума волн", что при Божественной помощи евреям нечего бояться многочисленных и сильных врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** Сказав о Царстве Божием в мире и о престоле Царя Небесного, пророк изъясняет силу сего Царя чрез сравнение ее с силами природы видимой, проявляющимися в реках и в морях. **Воздвигоша реки**, в переводе с еврейского, – в настоящем времени: «возвышают реки голос свой». Стремительное течение рек сопровождается сильным шумом и производит нередко наводнения и разрушения, особенно в тех местах, где они встречают на своем пути какие-либо препятствия, так что после этих разрушительных действий, производимых течением рек, остаются следы разрушений (**возмут реки сотрения своя**). Еще сильнее и гораздо страшнее бывает шум волнений и течений морских: **от гласов вод многих**. Это же самое выражено и в псалме [[old:ps:028:03|28 (ст. 3)]]: «//Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих//». Указав на реки и моря, и на великую силу течения и волнения вмещаемых в них вод, пророк обращает взор на Самого Виновника существования рек и морей. Как ни удивительны реки, как бы так говорит он, как ни сильны **волны морския**, производящие шум своим течением, но они ничтожны в сравнении с величием Божественного всемогущества, которое все эти реки и моря держит в своей власти и силе и всеми ими управляет, что и выражено словами: **дивны высоты морския, но еще более дивен в высоких** (живущий на небесах) **Господь**. По изъяснению св. Афанасия Александрийского, реками пророк называет здесь св. апостолов и евангелистов, напояющих души человеческие духовными водами Евангелия. Он говорит, что апостолы возвысили голоса свои, когда явно, открыто и с дерзновением проповедовали людям Евангелие по всей вселенной [3, с. 308]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]