[<10>] ====== Толкования на Пс. 92:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** **Свидения Твоя уверишася зело.** **«Свидениями»** именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. **Дому Твоему подобает святыня, Господи.** Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** Что это такое – **«высокие волны морские»**? Не чудо ли Спасителя, что одним мановением Он успокоил волнующееся море? Что иное реки, возвышающие свои голоса в море, как не ученики Господа? Апостолы – именно реки, как бы вытекающие из вечного источника – Христа, согласно Его из­речению: //«из чрева потекут реки воды живой»// [[new:in:07:38|(Ин.7:38)]]. Как Господь не переставал творить чудеса, так и апостолы, испытывая морское волнение, не отступали от правды. **//Беседа на слова: Возвысили реки голоса свои.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** **«Дивен в высоких Господь».** //Акила// перевел так: весьма велик на высоте Господь. И пророк весьма кстати присовокупил это к сказанному, показывая тем силу Совершившаго; потому что Он велик, есть Вышний и Господь, имеет силу неизмеряемую словом и непостижимую для ума. ===== Евфимий Зигабен ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** **Дивны высоты морския** По словам Диодора под многими водами разумеются крещения, т. е. купели, в которых совершается единое крещение в поместных церквах христианских. Гласы сих вод суть делаемые при святых купелях призывания святыя Троицы и благодати свыше. Под морем опять в единственном числе должно разуметь одно крещение, совершаемое в каждой части земли, как мы заметили это и в 37-м псалме, изъясняя слова: Ты расторг источники и потоки. Ибо святое крещение хотя умножается по нуждам, но оно единично по силе. Возвышения сего умственного моря—крещения суть волны, производимые чрез погружение и выгружение крещаемых. Сии то возвышения Давид называет дивными в сравнении с возвышениями чувственного моря, ибо волны чувственного моря ужасны и бедственны для людей, и приятны для демонов, по причине утопающих в них; а волны крещения, напротив того, страшны и прискорбны для демонов по причине оживотворяемых ими и радостны для людей. Притом волны морские потопляют и умерщвляют погружающихся в оные, а волны крещения спасают погружаемых в них. И таковые волны крещения сделались чудными чрез троякое призывание имени святыя Троицы и священный обряд сего таинства. По разумению //Кирилла// и //Афанасия//, морем называет множество уверовавших из язычников, у коих и возвышения, т. е. высоты разума сделались чудными; ибо они уже не ничтожные и не низкие мысли имеют о Бoге, но великие и чудные: многие и великие тайноводства и проповеди Апостолов и Евангелистов сделали возвышения сего моря чудными. Слова безъименного: Чудными сделались возвышения моря тогда, когда ученики пришедши ко Господу сказали: спаси нас, погибаем, и тогда когда Чермное море разделилось на двое и народ Израильский прошел по нему. //Феодорит//: Как при впадении великих рек в море и при укрощении стремления волн песком, волны чрез столкновение с речными потоками отражаются на дальнее расстояние; так и при сладком и вожделенном учении Апостолов, когда оно устремлялось на сланое и горькое море вселенной, происходила некая буря и волны восставали друг на друга. О сем предсказал и блаженный Аввакум; ибо, сказав: реками рассядется земля, т. е. разделится и будет принимать орошение, узрят Тебя и будут болезновать народы, расточая воды шествия, он прибавил: дала бездна глас, высота привидения свои. Таковым волнением наполнился всякий город. **Дивен в высоких Господь** Но более, говорит, чуден в сих высоких, или великих делах Бог, который творит чудеса. Или сей состав слов можно разуметь и иначе допустив здесь, переложение, что более чуден находящийся на высоких Бог, как и в другом месте говорит тот же Давид: живущий, и на смиренное призирающий [[old:ps:112:06|(Псал. 112,6)]]. Слова //Кирилла//: Ибо хотя, по выражению Иоанна, Слово и стало плотию и облеклось в образ раба и низвело Себя до смирения, но и тогда, в образе раба Владыка находился на богоприличных высотах. //Дидим//: Высокими Божиими, в которых Он высок, можно назвать мужей божественных, возносящихся чрез веру и прочие добродетели. Или называем, высокими и небесных ангелов и архангелов, в которых Господь, будучи дивен, имеет свидетельства и слова испытанными и изведанными, каковые по причине твердости названы верными; почему и присовокупляет: свидетельства Твои оказались весьма верными. ===== Лопухин А.П. ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** //Все обетования Его исполнятся и дом Божий не сокрушится// Если евреи будут верны завету с Богом, то враги не в состоянии причинить зло как самому народу, так и святому храму. Это потому, что Господь верный своим обетованиям, данным евреям, обладает, как всемогущий, и силой всегда их исполнить; силы же врагов - ничто пред Ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь** См. Толкование на [[old:ps:092:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 92:3]] [<10>]