[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду, в четвертый субботы** //Содержание:// В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки. Надписан же псалом: **в четвертый субботы,** потому что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного вавилонянами, как повествует о сем Иеремия. **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.** Он как Бог щедрот и Бог утешешй [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1:3)]], так и Бог отмщений. Но и об этом опять говорит в начале, чтобы доставить тем великое утешение приведенным скорбями в уныние. А словом: **не обинулся есть** — указывает на тот приговор, который произнесет на Божественном суде, когда скажет нечестивым: //идите от Мене проклятии// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Давиду в четвертый субботы, не надписан у еврей** Надписание же это читается так: «**Давиду в четвертый субботы, не надписан у еврей**». Заключающееся в сем псалме таинство предвозвещает домостроительство страдания. **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть** Поелику в пятый день недели совершено предательство Иуды; то искупившей Собою весь мир в предшествовавшей сему день как бы продается предателем. Так сделанное Иудою, именуется и в пророчестве Иеремии: «//и прияша тридесят сребренник, цену цененного//» [[new:mf:27:09|(Мф. 27:9)]]. Для того же, думаю, продается, чтобы продажею Своею купить проданных под грех. Почему Пророк, провидя будущее, возбуждается каким-то гневом на совершаемое, называя Его «**Богом отмщения**», и умоляя «вознестися» нас ради Смирившегося, «//воздать гордым воздаяние//» по достоинству их [[old:ps:093:02|(Пс. 93:2)]], да не «//восхвалятся//» злобою "//грешницы//" [[old:ps:093:03|(Пс. 93:3)]], к которым взывает, именуя их «//безумными//» и "//буими//" [[old:ps:093:08|(Пс. 93:8)]], как непризнавших Божества в Явившемся. Ибо безумному свойственно, как говорит Пророк в другом месте, сказать, что нет Сущего Бога [[old:ps:093:01|(Пс. 13:1)]]. Взывает же таковым: «//разумейте безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся//». Кто «//насаждей ухо//»? Кто «//создавый око//»? Кто «//наказуяй языки//»? Кто «//весть помышления человеческая//» [[old:ps:093:08|(Пс. 93:8–11)]]? //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду в четвертый субботы** Не надписан у Евреев. Очевидно, что надпись сия сделана кем-либо другим, а не Пророком и не переводившими псалом в начале. Содержание же псалма следующее. Многие из Иудеев, и князья, и цари, возлюбили беззаконие, и в суде произносили приговор неправедно, отваживаясь на убийства, и за подарки продавая кровь неповинных. Их осуждал блаженный Исаия, говоря, //«услышите, князи Содомстии»// [[old:is:01:10|(Ис.1:10)]]; и еще: //«князи твои не покаряются, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии»// [[old:is:01:23|(Ис. 1:23)]]; и не только осуждал, но и предлагал им увещания: //«судите сиру, и оправдите вдовицу»// [[old:is:01:17|(Ис. 1:17)]]. Тоже обвинение делал и блаженный Аввакум, и принося молитву Богу, сказал: //«сотвори ми человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Пожирает нечестивый праведнаго»// [[old:avm:01:13|(Авв. 1:13–14)]]. Так и чудный Иеремия, а равно и другие Пророки продолжали осуждать их неправду. Сие-то издали провидя пророческими очами, божественный Давид написал псалом сей, чтобы от сладкопения, совершаемаго в божественном храме, получали пользу современники. Учит также о промысле Божием, а в следствие онаго и о наказании живущих порочно. Представляет же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от сих властителей. **Бог отмщенiй Господь, Бог отмщений не обинулся есть** Вместо: //«не обинулся есть», Акила//, а подобно и другие толковники перевели: //явись//. Умоляю Тебя, Бога всяческих, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказание на делающих неправду, услыши и приими прошение мое, говорит Пророк. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть** (открылся) Бог отмщений сказано околично вместо: Бог отмститель, где существительное принято вместо прилагательного. По сему свойству еврейского языка и Богом милости называется милостивый и Богом щедрот—щедрый, и Богом утешений—утешитель, мира— мирный и другими подобными именами. Итак Давид говорит, что Господь есть Бог мститель, который теперь явил себя таковым, т. е. показал праведный суд свой и, долготерпев доселе, теперь употребил мщение. Повторение слов: Бог отмщений выражает пламенную ревность и сильную расположенность к правде. Красиво говорит //Евсевий//: Как бы так говорит пророк: ободритесь находящиеся в таком состоянии! Ибо есть Бог, не пропускающий без внимания того, что делают люди, который и производить достойное наказание неправедным и открыто и явно творит отмщения, хотя и терпит по долготерпению своему. Слова //Афанасия//: Быть может глагол: открылся, означает pешeниe, имеющее открыться на нечестивых по окончании дел настоящей жизни на Божественном суде. Ибо Он скажет тогда: отойдите от Меня. //Нисского//: Бог смотрит на дела человеческие так, что произведет достойное истязание над неправедными, осудит и праведно накажет их. Ибо Он должен воздать каждому по делам его. Безъименного: Кто Бог отмщений, как не всеобщий наш Судья, т. е. Христос? Так Он говорит: Отец не судит никого, но весь суд отдает Сыну. Так Он открылся, то есть явился, ибо παρρησιαν, назвал θαρρησιαν. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть** Касательно этого псалма прежде всего нужно заметить, что он направлен не против иноземных врагов (ассириян, халдеев, селевкидов и т.д.), но против нечестивых единоплеменников и что под угнетенными //людьми// и //достоянием Божиим// [[old:ps:093:05|(ст. 5,]] [[old:ps:093:14|14)]] нужно разуметь благочестивых израильтян, которые одни только по справедливости принадлежали к народу Божию, к Его наследию. Псалом переносит нас в то время, когда в Израиле господствовали нечестивые, в своем высокомерии презиравшие священнейшие законы (защиту вдов, сирот, иноземцев), преследовавшие верных исполнителей заповедей Божиих, право обращавшие в бесправие. Такие времена бывали в период царей, как это можно видеть из относящихся сюда изображений пророков (ср. особенно [[old:is:01:start|Ис. 1]] и т. д.); для более точного определения времени происхождения псалма нет достаточных данных. По надписанию, которое впрочем находится только у LXX и в Вульгате, псалом этот написан Давидом. Но его нельзя относить ни к Саулову [[old:ps:093:05|(ст. 5]] и [[old:ps:093:06|6]] против этого), ни к Авессаломову гонению. Давид мог написать его без отношения к современным обстоятельствам, или к собственным печальным опытам, предназначая его для пения верующим во Израиле во время господства бесправия над правом. Что такие времена наступят раньше или позже, Давид мог предвидеть, если бы даже и не обладал даром пророчества. По Мишне, псалом этот пели в четвертый день недели (среду), в который иудеи и теперь читают его; в Талмуде сообщается также, что левиты пели этот псалом в храме в день разрушения Иерусалима халдеями, и вторгшимися врагами были прерваны на заключительном стихе. Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким. **Не обинулся есть** – без страха, смело, открыто действовал. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть** По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреем со словами обличения и увещания. //Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит// Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми //"Богом отмщения"//, т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1–2 **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым** В еврейской Псалтири и этот псалом не имеет надписания. Имеющееся же в нашей Псалтири надписание: **Псалом Давиду, в четвертый субботы**, по свидетельству Иеронима, Августина, Феодорита и других отцов, внесено LXX толковниками и другими переводчиками (см. предисловие к предыдущему, [[old:ps:093:start|92]]-му псалму) для обозначения того, что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, «в четвертый по субботе». А почему именно он приписывается Давиду, на это нет точных и определенных оснований. Содержание сего псалма представляет изображение добрых и злых людей, которые несправедливо и беззаконно угнетали праведных. **Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым** Выражение: **не обинулся есть** – в нашей «Учебной Псалтири» заменено словом: «явился есть». Тем же словом, только в просительной форме, оно переведено и с еврейского, и весь первый стих по сему переводу читается так: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися!» Составитель псалма сего начинает его молитвою к Богу и просит Его явиться и восстать на отмщение гордым и нечестивым угнетателям. И в глубокой древности, еще при Моисее пророке, Господь Бог объявил народу, что Он не потерпит злодеяний и беззаконий нечестивых, что суд Его готов на беззаконных, и Он «воздаст им в день отмщения» [[old:vtor:32:35|(Втор. 32:35–36)]]. Так и в сем псалме пророк умоляет Бога об **отмщении** злым, гордым и нечестивым грешникам, говоря как бы так: Господи Боже! Я знаю, что это Твое дело – **отмщать** беззакония людей и **судить землю**, и Ты видишь, как забываются и как дерзки бывают **гордые** и беззаконные люди, когда нечестие их остается безнаказанным. Посему умоляем Тебя: явись во славе Твоей, смири врагов и отмсти беззакония их и, наказав их, загради уста тех, которые отвергают Промысл Твой. Согласно с сим, и апостол Павел дает верующим такое наставление: «//Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господ//ь» [[new:rim:12:19|(Рим. 12:19)]]. И тем самым Он научает, что во всем мире один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, – это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]