[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит** **Яко не отринет Господь людей Своих.** Это служит ответом на сказанное выше: **люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша** ([[old:ps:093:05|Пс. 93:5]]). **И достояния Своего не оставит.** А это имеет связь с сказанным пред этим: **яко не отринет Господь людей Своих.** Псалмопевец как бы так говорит: Господь сохранить людей Своих во все время скорбей, и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, пока не воссядет в Божественном судилище. Когда же воссядет в суде правда, т. е. Христос; тогда близ Него будут все правые сердцем, по сказанному: //яко mии Бога узрят// ([[new:mf:05:08|Мф. 5,8]]). Такую мысль дают следующие за сим слова. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит** Псалмопевец указал здесь причину, по которой Бог наказывает тех, кого он назвал блаженными. Щадя Свой народ и Свое достояние, Он наказывает некоторых, желая, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он хотел отвергнуть за грехи Свой народ и оставить Свое достояние мысленным врагам, то Он и не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие. А что оставление Божие бывает следствием великого гнева, послушай, как об этом говорит Бог иудеям: //«Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют»// [[old:os:04:14|(Ос.4:14)]], и еще: //«Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу»// [[old:ier:12:07|(Иер.12:7–8)]]. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит** Народ Божий и в настоящей жизни будет пользоваться надлежащим о нем промышлением, как именующийся достоянием Божиим и людьми Божиими. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко не отринет Господь людей своих и достояния своего не оставит** Бог, говорит, не отвергнет совершенно народ свой и не оставит всецело достояния своего, хотя на время и позволяет ему страдать, и это будет делать до окончания миpa, то попуская злым людям оскорблять народ свой, то вспомоществуя ему и освобождая его и делая то и другое на пользу. А народ и достояние Божие в древности были иудеи, а теперь вместо их христиане, как мы говорили многократно. Посему и божеств. //Кирилл// сказал: потому, что мы остались в мире, а Он взошел к Отцу. Он еще не отступил от любящих Его. Ибо Он удостоверил нас своим обещанием: не оставлю вас сиротами; приду к вам. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит** Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! – И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих, но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–15 **Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит: Дóндеже правда обратится на суд, и держащийся ея вси правии сердцем** **Люди Свои** (т.е. Божии) и **достояние Свое** до пришествия Христа Спасителя были иудеи, а ныне (по пришествии), вместо них, христиане. Продолжая утешительную речь к праведным и благочестивым, пророк называет их людьми своими Богу, Который их не отринет, т.е. не отвергнет их как избранников своих, которых Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище [[old:vtor:07:06|(Втор. 7:6]]; [[new:1pet:02:09|1 Пет. 2:9)]], как **достояние Свое**, которого Он **не оставит**, т.е. не лишит Своего благоволения; но только до тех пор, когда – **дондеже правда обратится на суд**, а с нею и все те, которые последуют сей правде – **держащийся ея вси правии сердцем**. В последних словах заключается пророчество о явлении правды Божией (т.е. Мессии, Христа) на земле и о Суде Христовом [[old:is:61:start|(Ис. 61)]]. В том же смысле изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский говорит: «Господь сохранит людей Своих во время скорбей и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их,** дондеже правда обратится на суд**, т.е. пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он «//бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление//» [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]], и Ему «//суд весь даде Отец//» [[new:in:05:22|(Ин. 5.22)]] [3, с. 310–311]. «Когда, – говорит Евфимий Зигабен, – Христос придет во второе Свое пришествие, тогда станут подле Него все правые, т.е. праведники, став одесную Его, во время суда Его над всеми людьми» [7, с. 746]. Вси правии сердцем – не то же ли это, что и «//чистии сердцем//», которых Сам Христос Господь именует «//блаженными//» и говорит, что они «//Бога узрят//» [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]