[<10>] ====== Толкования на Пс. 94:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли** **И Царь велий над всеми богами** [Вместо слов: επι πασαν την γην (по всей земле) читается здесь: επι παντας τους Θεους.], т. е. над уверовавшими и как бы в воздаяние за то принявшими право именоваться богами, по сказанному: //се дах тя бога Фараону// ([[old:ish:07:01|Исх. 7,1]]). Если принесем исповедание, то не обманемся в уповаемом, потому что Бог ущедрит нас, как собственный Свой народ. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли** Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил пора­жение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплот­ных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть **"велик Господь и Царь велик»**: как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усынов­ляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т.е. пра­ведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благоче­стивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представ­лении Его силу благочестивых, которых Он называет богами, по­скольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: //«Я поставил тебя Богом фараону»// [[old:ish:07:01|(Исх.7:1)]]. **//Беседа на псалом 94.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли** Цари земные обладают только самою незначительною в сравнении со всею землею частию земли, и притом, как люди, они не могут находиться в одно и то же время вдруг во всех местах своих владений. В этом отношении они так же ограничены, как и другие люди. Напротив, Бог – Царь великий по всей земле: как Вседержитель, Он содержит в руках Своих и все концы земли, как человек держит маленький шар в руке своей, и Он в одно время находится во всех местах земли: от Него никто никуда не скроется ни в море, ни на суше: //Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаcте//. Море Ему принадлежит: Он сотворил его, и сушу Его руки создали. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли** Неизреченна сила нашего Владыки; Он – истинный Бог, Ему принадлежит держава над всеми, Он обличает ложное название так именуемых богов. Потом Пророк, сколько возможно сие для естества человеческаго, показывает признаки Божией силы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли** Ибо хотя, говорит, Христос и явился, как человек, и пострадал, но Он есть великий Бог и великий Царь над всею землею. Давид с радостью продолжает изъяснять величие и власть и силу Христа. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-7 **яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть. Яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце его создасте. Приидите, поклонимся и припадем ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его, днесь аще глас его услышите ** Предмет воспевания велик: это - Бог, Творец всего мира и его Господин. Он же и Бог преимущественно евреев, которых пасет, как пастух овец. Такое отношение Бога к еврейскому народу открывается из всей его предыдущей истории, равно из дарования закона, данного только ему, чем ясно свидетельствуется, насколько Господь любит и выделяет евреев из всех других народов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце его создасте** В этих изречениях пророк указывает, что есть много причин, по которым мы должны достойно восхвалять и прославлять Господа Бога. Во-первых, мы должны прославлять величие Бога нашего, противопоставляя Его мысленно тем ложным богам, которых в разные времена выдумывали себе разные безумные люди, и которые в сущности – ничто, так как «един есть истинный Бог, Который есть Господь и Царь велий по всей земли» (ср. [[new:1kor:08:04|1 Кор. 8:4–6]]). Во-вторых, мы должны прославлять Бога как Творца и Промыслителя мира, в руках Которого (**в руце Его**), или, что то же, во власти Его всемогущества, находятся не только **вси концы земли** (в пер. с евр.: «глубины, или преисподняя, земли»), **но и высоты гор Того суть**. Следующими далее словами: **яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте**, – выражает ту же мысль, что Бог не только есть Господь и Высочайший Правитель земли, но и Господь моря, которое Он сотворил и окружил сушею, или песком, в котором оно содержится, как в сосуде. А потому и все люди, живущие на земле и пользующиеся различными дарами и богатствами как от земли, так и от моря, не должны ли воздавать хвалу и благодарение Богу, Творцу и Вседержителю мира, Которому принадлежат и земля, и моря? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]