[<10>] ====== Толкования на Пс. 94:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть** Назвав Бога великим, пророк естественно говорит о величии, – не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: //«Он есть Тот, Который восседает над кругом земли»// [[old:is:40:22|(Ис.40:22)]], и еще: //«взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?»// [[old:is:40:12|(Ис.40:12)]]. **//Беседа на псалом 94.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте** Он – всех Творец, всех Владыка, всем управляет; в руке Своей содержит тварь, словом создал влажную сущность и сушу; Ему принадлежат верхи гор, хотя демоны тысячекратно убеждают людей неразумных, водружать там капища им. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть** **Яко в руце Его вcи концы земли** В руке, говорит, т. е., во власти Христа находится вся земля. Иначе сии слова согласны с словами Исаии: содержаний круг земли [[old:is:40:22|(Ис. 40,22)]]; также: кто измерил всю землю горстью (там же [[old:is:40:12|12]]). Слова //Великого Василия//: Мы говорим: в руке, не потому что Бог имеет руки, но чтобы ты знал, что промышляющая о всем сила Его есть содержащая и носящая тело земли. //Дидима//: В умственном значении в руке Божией покрывающей и всесильной находятся те только, которые своим образом мысли и жизни отделяются от земли; почему и никто не может их похитить, как находящихся в руке Отца и в руке Сына. //Eвcевия//: Сих концов просил у отца Спаситель и получил оные, как сказано: проси у Меня, и Я дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое—концы земли. Концы земли в руке Его, потому что рукою Его управляется все земное, а небесные высоты гор, так называемые несобственно, имеют некоторое превосходство пред земными, поелику составляют как бы стяжание его и жилище царское Его. //Григория Нисского//: Под землею разумеет созданных из земли людей, а под концами (ее) число людей, увеличивающееся от начала создания их до скончания. Ибо все число и количество людей от начала до конца известно было наперед Богу и находится во всесодержащей Его руке. **И высоты гор Того суть; яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте** Высокие, говорит, и потому достойные удивления, горы суть творения и создания Божии; равным образом и море есть не только собственность Божия, но и творение Его, и руки Божии сотворили сухую землю, где стихиями земли и моря выразил и прочие содержащиеся на земле и в море творения. Слова //Велик. Василия//: Сушею назвал землю, потому что суша есть принадлежность и исключительная часть земли, как воды холодность, воздуха влажность и огня теплота. И каждая стихия соединяется с соседнею с ней стихиею и посредством общего качества имеет соприкосновение с противоположною. //Божеств. Кирилла//: Какие это зиждительные руки? Одна бесспорно сильная рука Бoжия есть Бог—Слово, другая—Дух Святый, ибо Он зиждительный, а не созидаемый. Видишь ли, как он называет Его Владыкою всего? Слова безъименного истолкователя: высокие горы, т. е. возвышенные в славе и знаменитейшие из небесных суть: начальства, престолы, силы, власти, господства, архангелы и самые серафимы. И все это принадлежит Ему. Ибо Он, как Сын, воссел со Отцем, а они предстоят в служении Ему и в прославлении Его славословиями. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор того суть** **В руце Его** – во власти Его, в зависимости от Него. **Концы земли** –концы нужно объяснять не в смысле измерения широты, но глубины; противоположность составляют высоты гор. Низ и верх земли, следовательно, вся земля в Его власти. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть** См. Толкование на [[old:ps:094:03#lopuxin_ap|Пс. 94:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть** См. Толкование на [[old:ps:094:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 94:3]] [<10>]