[<10>] ====== Толкования на Пс. 94:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих** См. Толкование на [[old:ps:094:09#svt_ioann_zlatoust|Пс. 94:9]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих** См. Толкование на [[old:ps:094:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 94:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Четыредесят лет негодовах рода того и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих** Некоторые толковники слова – сорок лет, соединяют с предъидущими, читая так: и видели дела мои сорок лет; а другие соединяют с словами: негодовал Я на народ сей, как стоит здесь, т. е. Я тяготился и недоволен был сим иудейским родом по причине нeвеpия и жестокосердия его, почему и сказал, что они всегда заблуждают сердцем и непостоянны в мыслях, как сказал Давид и в другом месте: род, который не исправил сердца своего [[old:ps:077:08|(Пс. 77, 8)]]. Но они, говорит, древние оные иудеи, никогда не познавали путей Моих, т. е. заповедей Моих. Ибо путями называются заповеди, как ведущие человека к Богу. А познанием называет не состоящее в тонкоразумении и мышлении, но в действии: иудеи, говорит, не хотели привесть заповедей Моих в действие или исполнение. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих** **Негодовах** – был оскорбляем, и потому не любил их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих** См. Толкование на [[old:ps:094:08#lopuxin_ap|Пс. 94:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой** "Сорок лет, – говорит Господь, – продолжали искушать Меня (**искусиши Мя**) отцы ваши, **четыредесять лет негодовах** (Я был раздражаем) **рода того**, неблагодарного, жестоковыйного и необузданного». Самое сорокалетнее странствование по безводной пустыне было определено им в наказание за их строптивость и непослушание. За все это время продолжительного блуждания они испытывали (**искусиша Мя**) Мое долготерпение, а потому **Я вознегодовал** (сильно разгневался) на них и **рех** (т.е. после всего Я сказал): непрестанно они **заблуждают сердцем**: потому что **не познали путей Моих**. Я поставил и дал им в путеводителя пророка Моисея; посредством многочисленных знамений и чудес Я вывел их из Египта; в самой пустыне Я дал им Закон и сотворил для них многие чудеса, и при всем том **тии не познаша путий Моих.** Значит, сами они были причиною того, что Я поклялся: **яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой**, то есть – они не войдут в обещанный им покой, или, что то же, в обетованную землю. Последнее изречение: **аще внидут в покой Мой** – своим оборотом речи сходно с изречением псалма 88, стиха [[old:ps:088:36|36]]: «//аще Давиду солжу//»; т.е. и то и другое выражено не в условном, а в утвердительном смысле. И эта клятва, которую пророк изрекает здесь устами Самого Бога, выражает непременную истину Божия слова: «//Живу Аз, глаголет Господь: истинно, якоже глаголасте во ушы Мои, тако сотворю вам: в пустыни сей падут телеса ваша//» [[old:chis:14:28|(Числ. 14:28–29]]; [[old:vtor:01:34|Втор. 1:34–38)]]. И клятва сия в точности исполнилась: все вышедшие из Египта, за ожесточение и неверие, не вошли в покой обетованной земли. Впрочем, по изъяснению св. апостола Павла, в 94-м псалме речь идет не о сем только покое, который получили евреи через Иисуса Навина. По учению Священного Писания, от начала мира существуют три покоя: первый – плотской – субботний, по установлению ветхозаветной иудейской Церкви, второй – вход в землю обетованную, в которой Иисус Навин упокоил иудеев от 40-летнего блуждания по пустыне, и третий – покой небесный, блаженство вечной жизни, которая уготована всем верующим и любящим Бога и которую разумеет здесь апостол [[new:evr:03:04|(Евр. 3–4)]]. Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь [[old:ps:094:07|(ст. 7)]] – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ([[new:evr:03:06|Евр. 3:6]], [[new:evr:13:15|13–15]], [[new:evr:04:07|4:7–10]] и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (**аще глас Его услышите**) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «//Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты //(Моисей)//, и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу//» [[old:vtor:18:18|(Втор. 18:18–19]]). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «//Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне//» [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1–2)]]. Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «//послушать гласа Его//»: после Крещения [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17]]; [[new:mk:01:11|Мк. 1:11]]; [[new:lk:03:22|Лк. 3:22)]], после Преображения [[new:mf:17:05|(Мф. 17:5]]; [[new:mk:09:07|Мк. 9:7)]] и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим [[new:in:12:28|(Ин. 12:28]], [[new:in:12:30|30)]]. И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]], и «//кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его//», как Сам Он сказал [[new:in:18:37|(Ин. 18:37]]; ср. [[new:in:10:16|Ин. 10:16)]]. Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28–29)]], а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «//слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день//» [[new:in:12:48|(Ин. 12:48–50)]]. Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «//чад Авраамовых//», которым они любили хвалиться [[new:mf:03:09|(Мф. 3:9)]]; не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «//соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой// (благочестивой)// жизни твердо до конца//» [[new:evr:03:14|(Евр. 3:14)]]; ибо, по слову апостола Петра, «//лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди//» [[new:2pet:02:21|(2 Пет. 2:21)]]. Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «//Ныне //(днесь)// не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом//» [[new:evr:03:13|(Евр. 3:13)]], пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «//покой Божий//» [[new:evr:04:10|(Евр. 4:10)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]