[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь Давиду, внегда дом созидашеся по пленении** //Содержание:// В предыдущем псалме предсказав отвержение иудеев, если пребудут в неверии, в настоящем говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь. Ст. 1-2 **Воспойте Господеви песнь нову.** Дух повелевает Апостолам петь новую песнь, т. е. народам целой вселенной возвестить Новый Завет. **Воспойте Господеви вся земля... Благовестите день от дне спасение Его;** потому что до скончания мира не престанут возвещать нам тайны Нового Завета. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Песнь Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей** Девяносто пятый у еврействующих читается не надписанным, а у нас есть песнь, воспетая Богу по возвращении из плена, когда воссоздано было разрушенное устроение естества нашего. Читается же надписание се так: «**хвала песни, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей**». **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** Прямо же в самом вступлении псалмопение сие благовествует таинство Нового Завета, говоря: «**воспойте Господеви песнь нову**». И не без основания умолчано надписание псалма сего у евреев; ибо после Евангельских провозглашений, какие сделаны в начале псалма, пророчество обращает речь к обращенным из язычников, говоря: «//принесите Господеви отечествия языке, принесите Господеви славу и честь//» [[old:ps:095:07|(Пс. 95:7)]], «//поклонитеся Господеви во дворе святем Его//» [[old:ps:095:09|(Пс. 95:9)]]. И такова вся последующая речь; она предсказывает прехождение благословения на язычников. «//Рцыте во языцех//, – говорит Пророк, – //яко Господь воцарися//» и разрушенную злобою «//вселенную исправи//», так что она навсегда пребудет неколебимою [[old:ps:095:10|(Пс. 95:10)]]. О сем веселятся небеса и радуется вся земля, потому что подвиглись воды морские с их исполнением. А сим иносказательно изображает Пророк сопротивную силу, потрясаемую и приводимую в несостоятельность нашею жизнью, когда мы соделываемся небесами, поведающими славу Божию, и землею благословенною за плодоношение добродетели. «//Да подвижится море//», говорит Пророк, «//и исполнение его//» [[old:ps:095:11|(Пс. 95:11)]]. Далее сказует, что «//возрадуются поля//», называя полями уравненную в добродетели жизнь, о которой и Исаия в словах своих упоминает иным образом, повелевая дебрям наполниться, холмам и горам смириться [[old:is:40:04|(Ис. 40:4)]]. Говорит же сие, кажется мне, не с иным каким намерением, как желая уврачевать недостатки и излишества в добродетельных предначинаниях, чтобы от недостатка в добром в учении о добродетели не произошло пустоты, и от излишества – неровности. Ибо говорит: «//возрадуются поля, и вся яже на них//». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля: воспойте Господеви, благословите имя его: благовестите день от дне спасение его** И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направ­лено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: //«восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»// [[new:ef:04:08|(Еф. 4:8)]], а под построением храма разумеется божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: //«разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Таким образом, построение этого храма совершено было после нашего плене­ния, учиненного диаволом, потому что, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Об этом пленении сам Давид сказал в другом пророчестве: //"Ты взошел на высоту, пленил плен»// [[old:ps:067:19|(Пс. 67:19)]]. Почему пророк велит петь новую песнь всей земле, а не одним только иудеям, как не по причине, несомненно, новых чудес? Давид как бы предваряет своим благовествованием Павла, говорящего: //«кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. Что же это за новая песнь, и от кого мы ей научимся? Пророк дал нам много песнопений, но, указывая теперь на **«песнь новую»**, он разумеет какую-то иную новую песнь, отличную от тех. Песнь воспевал и Исаия: //"воспою//, – говорит он, –// Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его»// и т. д. [[old:is:05:01|(Ис. 5:1)]]. Но это следует петь не всей земле, а одному только народу иудейскому, в честь которого, как говорит пророк, это и поется. Очевидно, поэтому, что пророк разумел песнь ангельскую, записанную Лукою. Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю по­тому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: //«слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»// [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14)]]. Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и вос­пели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песно­пению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: **«благословите имя Его»**, – будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возве­стившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. **«Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его"**. Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. **//Беседа на псалом 95.//** ---- Посмотри, возлюбленный, и благоговейно подумай, как он, соединяя пророчество со словами благовестия, утверждает согласие догматов. **Воспойте**, говорит он,** Господеви песнь нову**. Мы знаем, братие, что новая песнь противопоставляется старой. Значит, нужно определить, что содержит в себе старая песнь и что новая, – и тогда по различию предметов содержания мы можем понять истинный смысл. Конечно, первая и самая древняя песнь воспевалась при Чермном море, когда дивный Моисей божественною силою окаменил море и дно морское обратил в сушу и, воспев песнь, говорил: //поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадники вверже в море// [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]]. Другая древняя песнь воспевалась блаженной Деворрой, когда она после поражения врагов ознаменовала победу величайшим, каким только могла, торжеством – победной песней [[old:sud:05:start|(Суд. 5)]]. Найдешь и еще древнюю песнь, воспетую подобно первой в пустыне, когда сыны Израилевы нашли колодезь и наслаждались новым благодеянием Божиим [[old:chis:21:17|(Чис. 21:17–20)]]. И вообще много следов древней песни откроется тем, которые близко и с чистым намерением вникают в Священные Писания. А нам следует теперь определить, какой смысл и какое назначение имеет эта недавняя и новая песнь. Будь вполне внимателен к моим словам. Древняя песнь была предназначена для одного народа и ограничена пределами одной страны, т. е. Палестины, и вне этой страны народу не было позволено употреблять древнюю песнь, но как народ был один и язык один, то к одному месту и одной стране были приурочены в древности и богослужение Богу и песнь. Об этом свидетельствует и блаженный Давид, влагая в уста плененных в Вавилоне евреев такие слова: //како воспоем песнь Господню на земли чуждей// [[old:ps:136:04|(Пс. 136:4)]]? Видишь, что не позволено было древней песне распространяться по всей поднебесной, но пение ее присвоено было одному народу? И далее вспомним, что говорили те же вавилонские пленники: //тогда вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских// [[old:ps:136:03|(Пс. 136:3)]]. На это, в виду требования закона и запрещения петь божественныя песни на чужой земле, они отвечают: //како воспоем песнь Господню на земли чуждей?// Итак, древняя песнь была решительно ограничена, как я уже сказал, одним народом и страной, а новая песнь распространяется по всей поднебесной и воспевается всей вселенной. Поэтому и пророк, сказав: **воспойте Господеви песнь нову**, тотчас прибавил: **воспойте Господеви вся земля**. Смотри, насколько шире здесь дар, каким распространенным представляется богословие, смотри, как он указывает на введение новой песни вместо прежней ограниченной. Необходимо, братья, исследовать, ради чего Бог в древности ограничивал Свой народ местом и страной и почему не позволял ему петь божественные песни по всей земле. Прежде всего нужно твердо запомнить, что Бог не колеблется и не изменяется и не переходит от одной мысли к другой, так что сегодня хочет одного, а завтра другого, – но, будучи Сам неизменным и постоянным, Он приспособляется к человеческой немощи. Часто Бог говорит и дает законы не так, как мог бы дать Сам по Себе, но так, как мы в состоянии принять. Мог Он и древней песнью возжечь светильник для народов, но носители светильников не были способны к проповеди благочестия. Если им самим ввереннаго учения благочестия они не соблюли, то как другим могли передать закон благочестия? Так как это был народ неверный и непостоянный, легко заражавшийся языческими мерзостями, то он и был привязан к одному месту, чтобы мог сам по себе упражняться в законе благочестия. Так нередко поступает и каждый из окружающих нас: если он имеет подозрение против жены, то удерживает ее в определенном месте, затворяет в тереме, окружает евнухами и всякого рода стражей и принимает все меры предосторожности в отношении целомудрия, так как не полагается на искренность любви и свойственную целомудренной женщине охрану, заключающуюся в целомудрии сердца. А имеющий целомудренную и скромную жену ничем не стесняет ее свободы, так как вполне уверен в ее расположении. Она выходит на площадь – и нет повода к ревности, она встречается со многими мужчинами – и недуг ревности не имеет пищи, – потому что с ней неразлучен ее наставник и охранитель – ее нрав. И вот, как бывает у нас – людей, так поступает и Бог. **//Беседа на слова: Воспойте Господу песнь новую.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** Когда губительные демоны с вождем их диаволом не попустили людям пребыть в своем чине, но, предавшись всякой неправде и хищничеству, не зная сытости в поругании над людьми, довели их до последней степени страданий, тогда, тогда именно Царь всяческих, Отчее Слово, возненавидев самоуправство одних и сжалившись над бедствиями других, облекшись в естество человеческое, вступил в борьбу. И одни победные памятники были уже воздвигнуты, другие воздвигались, об иных же имелась надежда, что будут воздвигнуты. И варварское полчище демонов с вождем их стало оплакивать свои бедствия, а естество человеческое вступало в свободу. Почему и Песнопевец повелел освобожденным воспеть новую песнь. Ибо пророческими очами предузрел он будущее. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** Песнь [по слав. переводу: //«хвала песни»//] **«Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей».** И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто нибудь другий, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение. **«Воспойте Господеви песнь нову».** При новом порядке дел потребно и новое песнопение. **«Воспойте Господеви вся земля».** Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** **Воспойте Господеви песнь нову** Что такое новая песнь, мы сказали о том в [[old:ps:032:03#evfimij_zigaben|32]]-м псалме, при изъяснении слов: воспойте Ему песнь нову, т. е. что это те песни, которые сочинили христиане и поют во святых Христовых церквах. Может также песнь новая означать то славословие, которое пели Ангелы, то есть: слава в вышних Богу и на земли мир [[new:lk:02:14|(Лук. 2:14)]]. Когда же они воспели ее? Когда построен дом; когда, по словам безъименного истолкователя, родился Христос. По словам //Афанасия//, //Кирилла// и //Диодора//: Дух Святый заповедует Апостолам новую песнь, т. е. новый завет, который они долженствовали излагать народам, живущим по всей вселенной. Жившие под законом видели бывшие при Фараоне силы и говорили: воспоем Господу, ибо Он славно прославился. А некоторые из святых, предвидя Духом гораздо славнейшие и несравненно высшие дела пришествия Спасителя нашего, воззвали: воспойте Господу песнь новую; а сия песнь была следующая: взошел Бог при воскликновении, ниспровергши ад; все стало во Христе новым, и древнее прошло. Слова //Григория Богослова//: Нам повелевается петь Господу новую песнь, разумеет или тех из нас, которые были увлечены грехом в Вавилон—злое оное смешение, и там, как на земле чужой, не могли петь божественной песни, а здесь составили новую песнь из жизни, или тех, которые устояли в добре и постоянно идут вперед одно уже совершив, а другое еще совершая при помощи обновителя Духа. **Воспойте Господеви вся земля** Пой, говорит, Христу песни вся земля, как пришедшему освободить всю землю от рабства диаволу. A cиe не может быть приложено к построению чувственного храма в Иерусалиме; поелику от сей постройки не получили пользы все народы. Посему это идет к построению всеобщей церкви. Слова //Феодорита//: Как это может идти к Иудеям терпящим брань от всех людей; ибо, видя их свободу, все они были сим недовольны; напротив того скорбели и старались притеснять их со всех сторон. Но пророк в сих словах призывает к ликованию всю вселенную, возвещая о новых, доселе небывалых благах и не только Иудейскому народу, но и всей земле; ибо для новых дел нужно и новое песнопение. //Евсевия//: Все стало во Христе ново и древнее прошло и на нас исполнились слова псалма: обновится, как у орла, юность твоя. Ибо мы обновились во Христе, свергнув с себя ветхого человека тлеющего в похотях прелести и облекшись в нового, обновляемого по образу создавшего его. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** Псалом этот без значительных изменений воспроизводится в [[old:1par:16:23|1 Пар. 16:23-33.]] Признается несомненным, что автор Паралипоменон заимствовал этот псалом из Псалтири, а не наоборот – собиратель псалмов из книги Паралипоменон. В указанном месте Паралипоменон мы имеем песнь, составленную из нескольких псалмов (ср. [[old:ps:104:01|Пс. 104:1-15,]] [[old:ps:105:47|105:47,]] [[old:ps:105:48|48);]] и если эту песнь действительно пели, при перенесении кивота из дома Аведдара на Сион, то нужно признать, что псалмы, из коих она составлена, написаны были еще прежде, не для упомянутого торжества. По надписанию у LXX псалом 95 написан Давидом, который мог написать его после того, как Господь утвердил его царем над всеми двенадцатью коленами, возвысил его царство [[old:2ts:05:12|(2 Цар. 5:12),]] даровал ему победу над иевусеянами (там же [[old:2ts:05:06|ст. 6]] и д.) и над филистимлянами (там же [[old:2ts:05:19|ст. 19]] и д.). Из надписания можно заключать, что наш псалом пели и при освящении Зоровавелева храма, что тем вероятнее, так как тогда между возвращенными пленниками могло быть очень живое желание присоединения всех народов (ср. [[old:ps:095:07|ст. 7–9)]] к богослужению на Сионе, или, точнее, пришествия Мессии и Его всемирного Царства. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Означенный псалом с значительными вариантами приводится в [[old:1par:16:03|1 Пар. XVI:3-36]], как петый Давидом во время перенесения Ковчега Завета. По окончании псалма народ ответил: "аллилуия". Последний термин известен стал только из кн. Паралипоменон, где он в первый раз и приводится, в богослужебное же употребление у евреев он вошел не ранее, как только перед временем плена вавилонского, если даже не во время самого плена. Последнее обстоятельство указывает, что народ на молитву Давида не мог ответить подобным выражением, т. е. кн. Паралипоменон в данном случае не отличается буквальной достоверностью свидетельства, а посему и переданная выше молитва Давида, представляющая такое большое сходство с [[old:ps:095:start|Пс. 95]], не может служить непреклонным доказательством, что он [[old:ps:095:start|(95 Пс.)]] есть непременно произведение Давида, особенно тоже ввиду его большого сходства с кн. пророка Исаии (см. [[old:ps:095:01|XCV:1]] - [[old:is:42:10|Ис XLII:10]]; [[old:ps:095:08|XCV:8]] -[[old:is:42:12| Ис XLII:12]]; [[old:ps:095:10|XCV:10]] - [[old:is:43:15|Ис XLIII:15]]; [[old:is:52:07|LII:7]]; [[old:ps:095:11|XCV:11-12]] - [[old:is:42:10|Ис XLII:10-11]]; [[old:is:49:13|XLIX:13]]; [[old:is:55:12|LV:12-13]]) и ввиду того, что пред ним нет слова "сие" (заменяющего выражение - "следующее"), обычно употребляемое пред подлинными словами какого-либо лица. Может быть, что писатель Паралипоменон (вероятно, Ездра) приведением содержания этого восторженно-хвалебного псалма хотел лишь указать на характер славословия Давида, как и приписыванием народу произнесения аллилуиа свидетельствовал только об энтузиастическом настроении последнего. Поэтому надписание греч. и латинской Библий, называющих Давида автором, можно понимать как указание, что составитель этого псалма подражал хвалебно-благодарственным песням Давида. Дальнейшие слова надписания //"на построение дома"// (в Вульгате и у 70-ти добавлено //"по пленении"//) указывают лишь на особенно усиленное употребление псалма после плена при построении второго храма. Впрочем это надписание приложимо и ко временам Иосии царя, при котором тоже произошло возобновление и восстановление правильного порядка богослужения при храме, как бы новое его построение. **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля** //Вся земля приглашается писателем воспевать и восхвалять Господа, как единого и истинного Бога, пред Которым ничтожны идолы язычников. К этой хвале Господу приглашаются и все племена и все народы// Под //"песнью новой",// к которой приглашает писатель псалма всех евреев, нужно разуметь хвалебно-благодарственные. Новы они потому, что наполняют евреев новым радостным настроением, вселяя веру в лучшее будущее. Эта вера является началом новой жизни, жизни в согласии с Божественным законом, который был забыт ранее, а теперь, с воцарением Иосии, стал проповедоваться и проводиться в жизнь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1-2 **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля: воспойте Господеви, благословите имя его: благовестите день от дне спасение его** Как сей псалом, так и многие другие, предшествующие ему [[old:ps:092:start|(92-94)]] и последующие [[old:ps:096:start|(96–100)]] в порядке нашей книги псалмов, надписываются с именем Давида, хотя и не все ему принадлежат как составителю, или автору. Сей, 95-й, псалом имеет следующее надписание: **Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей**. Последняя приписка означает то, что псалом не имеет надписания в еврейской Библии, а слова: **внегда дом созидашеся по пленении** – указывают на то, что псалом сей был уже в употреблении при богослужении во время построения нового храма в Иерусалиме, после возвращения иудеев из плена вавилонского. Но это еще не значит, что псалом сей в это время составлен. Напротив, из 1-й книги Паралипоменон [[old:1par:16:start|(1 Пар. 16)]] видно, что Давид, как царь и составитель псалмов, по устроении им новой скинии на горе Сион, в Иерусалиме, и перенесении в нее ковчега Завета, дал священникам и левитам, назначенным для служения в скинии, особую песнь, или псалом, для славословия Господа Бога, начинающуюся такими словами: //Исповедайтеся Господеви//... Эта песнь, в порядке изложения ее, состоит из трех имеющихся в нашей Псалтири псалмов: 104, стихи [[old:ps:104:01|1–15]], стихи [[old:ps:104:02|2–13]]; и 105, стихи [[old:ps:105:01|1]], [[old:ps:105:47|47–48]] – с значительным изменением, как в составе стихов, так и во многих отдельных выражениях их. Из сего свидетельства книги Паралипоменон достаточно ясно, что: 1) этот, 95-й, псалом, вместе с другими, был воспеваем как славословие Иегове в скинии Давидовой, 2) что он был в употреблении при Богослужении и по возвращении иудеев из плена в новоустроенном храме в то время, когда и самая книга Паралипоменон только получила свое начало, при священнике Ездре, и 3) что нет никаких оснований для того, чтобы опровергнуть принадлежность псалма Давиду. Весь псалом, состоящий из тринадцати стихов, как видно и по содержанию его, есть не что иное, как хвала песни, или хвалебная песнь Давидова. Но в то же время, во многих выражениях его св. отцы Церкви, как св. Афанасий Александрийский и др., усматривают пророческий смысл и значение. «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь» [3, с. 314]. **Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля: воспойте Господеви, благословите имя его: благовестите день от дне спасение его** Трикратное призывание пророка к прославлению имени Божия словом **воспойте**, по мнению некоторых толковников (как, например, Евфимия Зигабена), употреблено здесь для того, чтобы показать, что единый Бог должен быть прославляем в Святой Троице, что в трех Лицах одно Божество, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице [7, с. 754], – подобно тому, как на небе, вокруг престола Божия, окружающие Его серафимы поют непрестанно: «//Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его//» [[old:is:06:02|(Ис. 6:2–3)]]. Затем пророк призывает **воспевать Господу новую песнь**. Много было у иудеев псалмов и хвалебных песнопений, которыми они прославляли и благодарили Господа Бога за все Его милости и благодеяния, к каковым принадлежала, конечно, и эта благодарственная песнь, которую воспели израильтяне Богу, за освобождение от ига египетского, по переходе чрез Чермное море: «//Поим Господеви, славно бо прославися//» [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]]. А так как здесь пророк призывает к пению во славу Господа не один иудейский народ, но всю землю: **воспойте Господеви, вся земля**, – то под именем **новой песни** нужно разуметь песнь за новые милости и благодеяния для всей земли, для всех народов, населяющих землю. А такою песнию и будет песнь о спасении, которое уготовано чрез Сына Божия, для «//всех народов//» [[new:lk:02:31|(Лк. 2:31)]]. Так объясняет это и св. Афанасий Александрийский, говоря: «Дух повелевает петь новую песнь, т.е. народам целой вселенной возвестить Новый Завет» [3, с 314]. А затем то же самое говорит и пророк, продолжая свою хвалебную песнь: **благословите имя Его**, т.е. имя обещанного миру и грядущего Спасителя; **благовестите день от дне спасение Его**, т.е. не умолкайте, беспрестанно, изо дня в день возвещайте всем людям о приближающемся Царстве Небесном [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2)]], о спасении Бога нашего. Это и есть новая песнь по отношению ко всем прежним, которые будут уже древними, ветхими. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]