[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возвестите во языцех славу его, во всех людех чудеса его** Может ли отно­сить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Бо­жию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: //«приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог»// [[old:am:04:05|(Ам.4:5)]]. И какое следует за это наказание? //«За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших»// [[old:am:04:06|(Ам.4:6)]]. Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: **«возвещайте»**, а затем: **«в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его»**. Ка­кие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: //«идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»// [[new:mf:28:19|(Мф.28:19–20)]]. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возвестите во языцех славу его, во всех людех чудеса его** Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его** Возвестите, говорит, народам славу вочеловечения Бога-Слова и страдание Его за нас, ибо страдания для спасения рабов своих есть для Господа слава. Равным образом возвещайте и те чудные дела, которые Он произвел, обращаясь с людьми. Слова //Евсевия//: Дух Святый хочет, чтоб они совершали евангельское дело с усильным и непрерывным старанием; ибо изречение: день от дня—выражает то, что они должны благовествовать cпaceниe непрерывно, о каковом (спасении) сказано: Он истинно Спаситель миpa [[new:in:04:42|(Иоан. 4,42)]]. //Аполлинария//: Можно—день от дня—принимать о двух зaветax Спасителя, который есть солнце правды. Итак, поелику получившие заповедь благовествовать, как научившиеся закону, имели уже ясное сведение о первом дне, т. е. ветхом завете; то надлежало им, уяснив себе из первого дня понятие о втором дне—новозаветном, возвещать спасение Божие и возвещать славу Его, которая есть Христос—как cияниe славы Отца, о которой написано у Исаии: И явится слава Господа [[old:is:40:03|(Ис. 40,3)]]. Сверх того им повелевается возвещать у всех народов и чудеса Его, о которых в [[old:ps:039:06|39]]-м псалме сказано к Богу: Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих, и таковых чудес виновника, воспевая, говорит: Господи Боже мой! Прославлю Тебя, восхвалю имя Твое за то, что Ты сотворил чудные дела—совет древний истинный [[old:ier:25:10|(Иеp. 25,10)]]. Ибо Христос Спаситель сотворил чудные дела, освободив всякую душу, страдавшую от угнетения диавольского. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его** И между язычниками должны быть возвещены (Израильтянами) великие дела Его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Возвестите во языцех славу его, во всех людех чудеса его** См. Толкование на [[old:ps:095:02#lopuxin_ap|Пс. 95:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Возвестите во языцех славу его, во всех людех чудеса его. Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги** В таких же выражениях эти два стиха (3 и [[old:ps:095:04|4]]), без изменения, читаются и в указанной выше главе книги Паралипоменон [[old:1par:16:24|(1 Пар. 16:24–25)]]. Много видели славных дел Божиих иудеи – избранный народ Божий, и много преславных чудес сотворил Господь Бог для них и для отцов их, Авраама, Исаака и Иакова; но ни одно из них не могло сравниться с тем величайшим чудом, каково было пришествие в мир Христа, Сына Божия, и совершенное Им на земле дело спасения рода человеческого [[old:ps:095:02|(ст. 2)]]. Вот это последнее чудо всех чудес, которое послужило «//светом к просвещению язычников//» и составило «//славу//» израильского народа [[new:lk:02:32|(Лк. 2:32)]], и призывает здесь пророк возвестить во языцех (лат. inter gentes) и **во всех людех** (лат. in omnibus populis) – безразлично, между племенами и народами, между знатными и простыми, между правителями и царями. Кого же пророк призывает возвещать славу Божию и чудеса Его всем народам? Без сомнения, тех учеников и апостолов Христа, которых Он Сам поставил на сие дело, которые с дерзновением могли говорить о себе «//Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца//» [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]] и которые действительно пронесли эту **славу** и это //благовестие о спасении// по всей земле. Благовествуя народам о славе Божией и о великих делах Его, проповедники Евангелия показали всем людям, что «//Велик Господь Бог и величию Его несть конца//» [[old:ps:144:03|(Пс. 144:3)]]; настолько **велий Господь** и столь //достохвальны все дела Его//, что они способны во всех людях возбудить страх и благоговение к Нему, – не так, как другие боги, выдуманные неразумием и заблуждением суеверных людей. Господь Бог, Творец неба и земли **страшен есть над всеми боги**, т.е. на всех этих богов наводит страх и трепет. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]