[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори** **Яко вcи бози язык бесове.** Именуемые богами демоны оказались лукавыми, а наш Господь небеса сотвори. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори** В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выра­жение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: **бесов**, перевел: //несуществующие//, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: //воображаемые//, так как они владеют ложным и вымышленным именем. Итак, все языческие боги – демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других – большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? **«А Господь небеса сотворил»**, т.е. демоны не были бы низвер­жены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори** Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко вcи бози язык бесове; Господь же небеса сотвори** Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло [[new:in:01:06|(Иоан. 1,6)]]. А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие. Слова //Кирилла//: Это наиболее убеждает народы бояться Господа, что они видят, что мнимые их боги ложны. Ибо они увидели, что все они не боги, но демоны, т. е. злые и нечистые духи, похищавшие и усвоявшие себе славу Божию. Он собственно есть Бог, как Творец всего, а боги, которые небес и земли не сотворили, по написанному у Иеремии, должны погибнуть, как присвоившие себе чужое имя. Слова безъименного истолкователя: Господь называется великим не по росту и величине (ибо Он бестелесен), но по превосходству ни с чем несравненной творческой силы своей. //Феодорита//: Господь владеющий всем, имеет неизреченное величие и Он показал силу свою над лжеименными богами, изобличив их обман. Ложно так называемые боги оказались злыми демонами, а наш явился Творцом неба. Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя носящего все висевшим на кресте. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори** **Бесове** – идолы; ср. [[new:1kor:10:20|1 Кор. 10:20;]] идолослужение было сознательное или бессознательное служение бесам. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори** См. Толкование на [[old:ps:095:02#lopuxin_ap|Пс. 95:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его** **Языцы**, или язычники, – так назывались и называются все народы, не познавшие и не почитавшие истинного Бога. Вместо же Бога они почитали или тварей, видимых на небе: солнце, луну, звезды, или животных земных, и делали в честь своих божеств различные изображения, которые они потом также обоготворяли, им поклонялись как Богу, и приносили жертвы. Такое ложное богопочитание называется язычеством и идолопоклонством. У разных народов были разные, у каждого народа свои, боги, и все эти боги известны под именем кумиров, или идолов. А сии идолы, или изображения ложных богов, были не что иное, как произведения рук человеческих, и делались из дерева, камня, металла и других веществ, и, по здравому суждению человека, они не имели совершенно никакого значения, являлись ничтожеством. Св. апостол Павел так и говорит об идолах: «//Мы знаем, что идол в мире ничто//» [[new:1kor:08:04|(1 Кор. 8:4)]]. Но люди, поклоняющиеся идолам, под видом последних, поклоняются диаволу, который отвращает людей от Бога и от истинного богопочитания и повергает их в разные заблуждения, суеверия и секты. С того времени, как сатана за гордость и противление Богу низвергнут был с неба со всеми его служителями, злыми духами, он стал искать себе почитателей и поклонников между людьми, отпавшими от Бога, и нашел их в обществе идолопоклонников, т.е. всех тех людей и разных народов, которые поклонялись и поклоняются идолам. Значит, под видом идолов все язычники поклоняются диаволу и его служителям, злым духам, демонам, или бесам. В этом смысле пророк и говорит: **вси бози язык бесове**, т.е. все боги у язычников бесы, и они, эти бесы, принимают от людей божеское поклонение. А потому и все служение, или поклонение, идолам есть служение бесовское, как и говорит о сем тот же св. апостол Павел: «//Язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу//» [[new:1kor:10:20|(1 Кор. 10:20)]]. Многие из них, говорит в другом месте тот же апостол, «//называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца//» [[new:rim:01:22|(Рим. 1:22–23]], [[new:rim:01:25|25)]]. Настолько, значит, глубоко пал и унизился, через грехопадение, род человеческий, что стал воздавать божеское почитание твари и бездушным идолам, и даже – бесам, вместо того, чтобы славить и воспевать единого истинного Бога, Который **небеса сотворил** и на всех богов наводит страх и трепет [[old:ps:095:04|(ст. 4)]]. **Исповедание**, или, что то же, «прославление величия и славы», принадлежащих Богу, пред Ним предстоит, а кто желает видеть святыню и красоту – великолепие, тот пусть идет к святилищу Его (скинии и храму) как к видимому изображению присутствия Божия, где, как славу Его, так и величие, можно было созерцать в жертвоприношениях и в ковчеге Завета: **святыня и великолепие во святиле Его**. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]