[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь** **Принесите Господеви, отечествия язык.** **Отечествиями** именует вождей церковных, т. е. иереев и предстоятелей. Подобает же прославлять Бога добрыми делами, чествовать Его от праведных трудов своих, и еще приносить Ему духовный жертвы, — притом приносить **во дворех святех Его,** т. е. в церквах. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8 **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его** Не без причины про­рок велел в начале псалма воспевать новую песнь, а потому, что в нем содержится некоторое новое призвание, новая проповедь. Как видишь, здесь призываются язычники, от которых требуется приношение словесное, не тельцы или овцы, или какие другие подоб­ного рода жертвы, а слава и честь, – слава как Богу, потому что слава Его принадлежность, – почему и херувимы приносят Ему песнословие, говоря: //«благословенна слава Господа от места своего!»// [[old:iez:03:12|(Иез.3:12)]], – а честь как Отцу, потому что говорится в законе: //«почитай отца твоего и мать твою»// [[old:ish:20:12|(Исх.20:12)]]. Язычники познали Бога как Отца чрез восприятие Духа. Потому Спаситель и научил нас говорить Богу: //«Отче наш, сущий на небесах»// [[new:mf:06:09|(Мф.6:9)]]. Сказав о славе и чести, пророк вспомнил еще и о другой славе. **«Воздайте Господу**, – говорит он, –** славу имени Его»**, и этою второю славою указывает на крест, желая, чтобы мы приносили его Христу, насколько он составляет Его славу. Вот почему другие переводчики сказали: **славу имени Его**. Как же мы приносим Христу крест? Если мы распинаем себя в своей жизни. //«Кто любит отца или мать более, нежели Меня//, – говорит Христос, –// не достоин Меня»// [[new:mf:10:37|(Мф.10:37)]]. Заметь, как пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице. Потому он и повелевает трижды воссылать Ему славу и трижды называет Господом. **«Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его».** Какие дворы? Очевидно, церкви, рассеянные по всей все­ленной. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-9 **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его. Поклонитеся Господеви во дворе святем его: да подвижится от лица его вся земля** **«Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его.** Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его. **«Возьмите жертвы, и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его».** Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но «отечествиям язык», которыя приносят в церквах жертвы новаго завета. О сем и чрез другаго Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: //«несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста»// ([[old:mal:01:10|Мал.1:10–11]]). **«Да подвижится от лица Его вся земля».** //Акила//, а также и //Симмах// перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: //«страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли»// ([[old:is:26:18|Ис.26:18]]). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь** Отечества суть роды и родства человеческие, или отечества народов суть духовные отцы их, т. е. пaтpиapxи, apxиepeи, священники и учители. Славою называет прославление песнями; а честью—хранение заповедей Христовых. Ибо если, по словам Апостола, ты, христианин, преступлением закона бесчестишь Бога [[new:rim:02:23|(Рим. 2,23)]], то явно, что хранением заповедей воздаешь честь Богу. Итак сии то, говорит, славу и честь приносите Господу все христиане, как это точь в точь сказал и в [[old:ps:028:01|28]]-м псалме. Или еще иначе: приносите Христу славу, как Богу, ибо Ему принадлежит слава; почему и херувимы приносят Ему cиe пеcнопениe: благословенна слава Господа от места Его [[old:iez:03:12|(Иез. 3,12)]]; принесите и честь Ему, как Отцу, ибо почитай, говорит, отца твоего [[old:ish:08:12|(Исх. 8,12)]], потому что Христос есть и Бог наш, как творец наш, и Отец, как родивший благодатных сынов своих чрез крещение; почему и Исаия сказал о Нем: Отец будущего века [[old:is:09:06|(Ис. 9, 6)]]. Слова //Кирилла//: Отечествами называет вождей церковных, т. е. священников и председателей, которые и должны прославлять Бога добрыми дедами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь** Поэтому и язычники должны прийти и поклониться Ему на месте Его жилища. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь** **Отечествия язык** - все племена язык. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь** Уверенность, что Бог защитит свой народ, побуждает писателя приглашать к добровольному подчинению Богу и благоговейному отношению к Нему и все языческие народы. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–9 **Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его. Поклонитеся Господеви во дворе святем его: да подвижится от лица его вся земля** Словами: **принесите Господеви, отечествия язык**, – пророк призывает начальства, или главы, племен (греч., лат, familiae) разных народов к тому, чтобы они воздали достодолжную честь и славу Господу Богу, Который //воцарился// [[old:ps:095:10|(ст. 10)]] и //грядет судити землю// [[old:ps:095:13|(ст. 13)]]. Слова: **принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его**, – повторяются из псалма [[old:ps:028:02|28:2–3]] и составляют пророчество о призвании народов грядущим Мессией, с тою разницею, что в том псалме призываются «//сынове Божии//», а здесь – **отечествия язык**, но в том и другом изречении, по мнению св. Афанасия Александрийского и блж. Феодорита, нужно разуметь тех же св. апостолов, которые, вместе с уверовавшими их проповеди, во главе с священниками и предстоятелями церквей, должны приносить жертвы хвалы и благодарения Господу (**возмите жертвы и входите во дворы Его**) в частных и поместных церквах [3, с. 314–315; 6, с. 459]. А следующие изречения: **поклонитеся Господеви во дворе святем Его**, – указывают на единство вселенской Церкви Христовой, при устроении которой силою и действием благодати Божией придет в движение вся земля:** да подвижится от лица Его вся земля**, т.е. при распространении чрез апостолов проповеди Евангелия по всей земле все придет в движение: люди оставят идолослужение и будут принимать новую веру и креститься во имя Святой Троицы, за имя Христово будут готовы страдать и умирать, чтобы сподобиться царствовать с Ним в вечной славе Его. Сему соответствует и пророчество Аггея [[old:ag:02:05|(Агг. 2:5–7)]], чрез которого «//сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранная всех языко//в». «Можно сказать, – говорит Евфимий Зигабен, – что слова сии исполнились, когда поколебалась вся земля при сотрясении всего мира, сверх того исполнились тогда, когда Господь явился чрез вочеловечение Свое. Ибо тогда потряслись все племена и смутились все народы по причине евангельской проповеди» [7, с.758]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]