[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его** **Да возвеселятся небеса, и радуется земля.** Ибо небесные силы, радуясь исправлению вселенной, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир ([[new:lk:02:14|Лк. 2,14]]). **Да подвижится море и исполнение его.** Морем обозначает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т. е. возбуждено к принятию проповеди. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его** Какая причина этой радости? Пришествие Спасителя, как это ясно видно из дальнейшего. Итак, было общее и небу и земле таинство, совершившееся на последней, так как о преклонив­шем небо и сошедшем с него говорится, что Он произойдет и от земли по плоти. **"да придет в движение море и что наполняет его!"** – не бур­ным волнением, а волнением радости и ликования. Под **исполне­нием его** разумей реки и озера, поскольку все собрания вод при творении названы Богом именем моря: //"назвал//, – говорится, –// Бог собрание вод морями»// [[old:gen:01:10|(Быт.1:10)]]. Что же приносят воды таинству Единородного? Очевидно, крещение. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его** **«Да возвеселятся небеса, и радуется земля».** Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей. **«Да подвижится море и исполнение его».** А //Феодотион// и //Симмах// перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да возвеселятся небеса и радуется земля; да подвижится море и исполнение его** Да веселятся, говорит, небеса и да радуется земля о Христе, бывшем прежде небесным по Божеству, а потом ставшем и земным по человечеству. Ибо первое Божество Христово свыше сошло, а второе - человечество, от земли взошло, где движением называет взыграние сердца, производимое радостью; а полнотою моря пределы его; или полноту моря составляют реки, озера и источники и одним словом, все водяное естество по причине крещения Спасителя. Слова //Феодорита//: Вся тварь, говорит, пусть участвует в веселии людей, и небесное и земное да исполнится утешения. Ибо если Ангелы радуются об одном грешнике кающемся; то они же, без сомнения, больше будут веселиться об изменении всех людей. //Афанасий//: Об исправлении вселенной небесные силы говорили с радостью: слава в вышних Богу. Началозлобный сатана, сеятель плевел, изобретатель и учитель всякого непотребства увлек в начале чрез преступление Адамово все естество человеческое в смерть; но Творец всего опять преобразил его в нетление, уничтожив смерть во Христе и удалив от миpa грех. Итак по сей то причине Дух Святый повелевает всем и небесным и земным праздновать. Безъименного: И какой повод к веселью? Пришествие Спасителя. Опять //Феодорита//: Вся человеческая жизнь, которая уподобляется морскому волнению, примет глас Божественных проповедей; где в тоже время предсказывает и о бывших восстаниях со стороны неверных против проповедников истины, как мы это показали и в других псалмах. //Кирилл// согласно с //Афанасием// говорит: Морем называет множество народов, которое, приняв голос божественных проповедей, поколебалось, т. е. пришло в движение, принимая веру, или и противную ей силу. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение Его** Как всех людей, так и неразумных тварей призывает псалмопевец к прославлению славного господства Царя – Бога. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** //Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю// Так как Господь есть царь всего мира, то тогда, когда Он придет судить весь мир, на земле будет восстановлена правда, теперь попираемая людьми и народами. Писатель ожидает и молит Бога об этом пришествии и свою радость приглашает разделить и всю природу: моря, реки, поля, леса. Такое приглашение говорит о необыкновенной глубине и силе чувства, переживаемого писателем. Все это радостное и бодрое содержание псалма отвечает времени царя Иосии, когда открытый и прочитанный им автограф закона Моисея наполнил его с одной стороны чувством огорчения при виде нестроения настоящей жизни своих подданных, далекой от нарисованного в законе идеала, с другой - преисполнил его ревностью об очищении жизни, вселял уверенность, что Господь не даст погибнуть этому кающемуся и исправляющемуся пред Ним народу. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–13 **Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею** Из предыдущих стихов видели мы, как псалмопевец, воодушевляясь пророческим духом и постепенно проникаясь радостным настроением, призывает людей к прославлению величия и славы Божией. Вот пред его мысленным взором предстают чудеса силы и могущества Божия, открывающиеся в делах поражения и уничтожения языческого идолослужения, и он, духовно предусматривая наступление царства Мессии, призывает проповедников славы и правды Божией возвестить народам, что Господь уже царствует в мире, что, производя праведный суд, Господь утвердил Церковь Свою на земле (//исправи вселенную//), которая пребудет непоколебимою и вечною. Воодушевленный столь радостным настроением, он в конце псаломской песни своей призывает к общей радости и торжеству и **небо, и землю**, разумея под небом всех ангелов и всех святых небожителей, а под землею – всех живущих на земле; и не только **небо и землю** побуждает к радости, но и **море**, и даже неодушевленные твари заставляет радостно предстать пред **лицем грядущаго Господа**: «да возвеселятся небеса, и да торжествует земля; да плещет море и все, что наполняет его; да скачет поле и все, что на нем; да ликуют тогда все дерева дубравы пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (по пер. с евр.). Два раза повторенное слово «идет» (**яко грядет, яко грядет**), по мнению св. отцев, означает два пришествия Христовы: первое – для совершения дела спасения рода человеческого, а второе – с последующим за ним словом **судити** указывает на второе пришествие Христа во славе Отчей, для того, чтобы произвести всеобщий, всемирный Суд: **судити вселенней в правду**, – чтобы воздать каждому по делам его; причем последние слова: **судити людем истиною Своею**, – могут означать напоминание о частном суде, до открытия всеобщего суда, и что этот суд, как суд Божий, Господь производит людям истиною Своею. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]