[<10>] ====== Толкования на Пс. 96:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его** **Облак и мрак окрест Его.** Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба. **Правда и судьба исправление престола Его.** То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его** Т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого назы­вается **облаком** по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, – что Симмах перевел словом //туман//, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: //«и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его – скиния Его»// [[old:ps:017:12|(Пс.17:12)]]. **«Правда и суд – основание престола Его»**. Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, осво­бодились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если по­желаем соцарствовать Богу. **//Беседа на псалом 96.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его** Словами: //«мрак»// и //«облак»// Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и //«исправили»// престол и царство Его. ===== Евфимий Зигабен ===== **Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его** **Облак и мрак окрест Его** По словам //Дидима// облака и мрак есть восприятая Богом Словом плоть, как скрывающая в себе, по словам божественного //Кирилла//, Божество. И это место согласно с сим: и положил тьму вместо покрова для себя, вокруг Его жилище Его [[old:ps:017:12|(Псал. 17,12)]]. По словам //Феодорита//, cиe слово облаком и мраком почтительно указывает на неудобозримость Божеского естества. Ибо как невозможно видеть покрываемого облаком и мраком; так вовсе невозможно видеть невидимое естество. Впрочем сим напоминает, что Он есть тот, который на горе Синайской в облаке и мраке показал свое явление; и учит, что хотя и нельзя лица Его видеть, но чрез действие возможно усмотреть Его силу. Прибавим из //Дидима//: Христово человеческое естество называется облаком, как не имеющее бремени греха; и на нем сидя Господь пришел в Египет, чтобы исполнить пророчество: се Господь сидит на облаке легком и придет в Египет, иносказательно, так называемую, вселенную для напоения сим облаком всего мира; а называется оно мраком по причине неудобовразумительности его. **Правда и судьба исправление **(утверждение)** престола Его** Правда, говорит, и суд суть утверждение царства Христова; ибо Христос совершил их, когда воцарился. Истинно праведен был суд сей, т. е. тот, по которому Христос победил мучителя диавола, чтоб освободить от него находившихся во власти его людей. Или и иначе говорит о том, что царство Христово научило правде, т. е. вообще добродетели и здравому суждению, или различению. Слова //Афанасия//: Cия то, говорит, была причина пришествия Его—произведение праведного суда о нашем деле, которое мы имели с злыми и вражескими силами. Безъименного: Воцарился над нами Христос, чтоб оправдать верою находившихся во грехах; и Он употребил богоприличный и благолюбивый суд, ибо оправдал не от праведных дел, но по великой своей милости. //Феодорита//: Христос научил людей правде, и тех, которые все делали без различия, научил жить по здравому суждению. Сию-то пользу доставит Его престол и царство. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-7 **Облак и мрак окрест его: правда и судба исправление престола его. Огнь пред ним предидет и попалит окрест враги его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его** Описание необыкновенного величия Господа. //"Облако и мрак окрест Его"//. Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; //"правда и суд основание престола Его"// - правосудие и определение - основание Его власти ("престола"), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. - //"Пред Ним идет огонь"// - огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. - //"Все народы видят славу Его"// - явление грозы, как выражение Божественного Правосудия ("небеса возвещают правду Его") было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У 70-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–5 **Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли** Словами: **облак и мрак**, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его [6, с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «//Бога не видел никто никогда//» [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. [[old:vtor:05:22|Втор. 5:22]]) народу еврейскому. Сей Господь Бог, Который воцарился, хотя и невидим, как окруженный облаком и мраком, но всегда присущие Ему действия власти и силы Его видимы: они суть **правда и судьба исправление престола Его**, или, как в переводе с еврейского: «благость и правосудие основание престола Его», и как это выражено в другом псалме [[old:ps:088:15|(Пс. 88:15)]]. Таким образом, здесь (в ст. 2), во-первых, говорится о невидимости существа Божия, как бы о закрытии Его для нас, под **облаком и мраком**, и, во-вторых – о вечной силе Его, Божестве, которые, по слову апостола, «//чрез разсматривание творений видимы//» [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]]. И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей. А затем, в следующих стихах [[old:ps:096:03|(3–4)]], делаются ясные указания на знамения второго пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (**престола**) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред **Ним предыдет и попалит окрест враги Его**. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: «//Река огненная текла пред Ним//» [[old:dan:07:10|(Дан. 7:10)]]. «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивнос действование», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3. с. 316]. По словам блж. Феодорита, «и Сам Владыка молнии уподобил пришествие Свое» [6, с. 463]. «//Ибо, как молния//, – изрек Он, –// исходит от востока и видна бывает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого//» [[new:mf:24:27|(Мф.24:27)]]. А св. Афанасий говорит: «Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» [3, с. 316]. Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: «//Вы свет мира//» [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: **виде и подвижеся земля**, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости **подвигнулись**, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца [[old:ps:096:05|(в ст. 5)]] под видимым образом **гор воска и огня**. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под **горами** разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (**яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли**). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих [[old:ps:067:03|3]], где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня». **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]