[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего** **Помяну милость Свою Иакову.** Ибо дал обетование, что о Семени его благословятся все народы ([[old:gen:28:14|Быт. 28,14]]). **Видеша вcu концы земли спасение Бога нашего.** Нет места на земле, которое бы не имело части в царстве Христовом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего** **Помяну милость свою Иакову, и истину свою дому Израилеву**. Почему пророк не ограничился указанием на Иакова, а упомянул и о доме Израиля, как не потому несомненно, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот самый, Кто назвал Иакова Израилем? Потому-то Он и боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения, — ведь бороться и обниматься свойственно плоти. Итак Он вспомнил об Иакове и Израиле и ради него исполнил таинство. Каким образом? Он пришел к погибшим овцам дома Израилева, оказав милость Свою не им (потому что они были недостойны), a Иакову, от которого они происходили. Он вспомнил и о истине дома Израилева, осуществив на деле и сделав истиной благословение, которое дал Иаков в качестве наследства своим потомкам, пророчествуя о колене иудином: //не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков// [[old:gen:49:10|(Быт. 49, 10)]]. С этим как нельзя более согласуются и дальнейшие слова псалмопевца: **видеша вси концы земли спасение Бога нашего**. Христос пришел к иудеям, как своим, но так как они закрыли глаза свои (//смежили//, говорит Исаия, //очи свои, чтобы не видеть//, [[old:is:33:15|33, 15]]), то вместо них увидели спасение Божие концы земли, т. е. язычники, которого прежде они не видели. Тому, что поражает теперь пророка, удивлялся и Господь, говоря: //на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут// [[new:in:09:39|(Иоанн. 9, 39)]]. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего** Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: //«дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли»// ([[old:is:49:06|Ис.49:6]]). Поелику и чудным патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: //«завет»// другие толковники перевели: договор. //«Родом»// же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев //«Христос по плоти»// ([[new:rim:09:05|Рим.9:5]]). Посему //«дах Тя в завет рода»//, то есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но //«во свет»// уже не Иудеям, //«а языком»//; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: //«помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву»//: потому что исполнил данныя им обетования. Но //«видеша вси концы земли спасение Бога нашего»//; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего** **Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву** Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им cию милость и cию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам //Дидима//. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога. //Исихия//: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение. **Видеша вcи концы земли спасение Бога нашего** Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов. //Исихия//: Господь пришел к Иудеям, как к своим; но поелику они закрыли глаза свои, то вместо их увидели спасение Бога пределы земли, все народы, хотя и не видели прежде. //Кирилла//: То есть никто не остался непричастным спасению чрез Христа, ибо, как я сказал, призвана чрез веру вся земля. //Афанасия//: Никакое место не исключено из участвования в царстве Христовом. //Евсевия//: Те, которые, миновав землю, возвысились над нею удалением себя от вещественного и земного мудрования и исканием горнего, помышлением о сем, и которые называются здесь концами земли, увидали cпaceниe и Виновника оного—Бога—Слово, которое есть cпaceниe от Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего** Пророк говорит здесь, что Господь Бог не забыл о той милости (**помяну милость Свою**), которую Он выразил в обетованиях Своих, данных Аврааму и Иакову [[old:gen:17:19|(Быт. 17:19]], [[old:gen:28:13|28:13–15)]], и о той истине, которая, как исходящая от лица Божия и предназначенная к исполнению в судьбах народа израильского (**истину Свою дому Израилеву**), и затем и всех других народов, должна быть приведена в исполнение. Так как обетование милости основано было не на каких-либо заслугах или на правде человеческой, а единственно на благости Божией и любви Его к роду человеческому, то пророк и говорит, что Господь Бог, долгое время не приводивший в исполнение Своего обещания патриарху Иакову, вспомнил потом о Своей милости, обещанной ему, и вместе с тем о верности своей к дому Израилеву. И вот, когда настало время пришествия Спасителя, когда проповедано во всем мире Евангелие Царствия Божия, тогда уверовали и восприняли его разные народы, которые воспользовались спасительными плодами веры и благочестия, тогда **видеша вси концы земли спасение Бога нашего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]