[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду** //Содержание:// И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев. **Господь воцарися, да гневаются людие.** Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи. **Седяй на херувимех, да подвижится земля.** Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля** Сказано: «**Господь воцарися, да гневаются людие**». Кто сей воцарившийся Господь, превысший ангельского и небесного естества? Ибо Писание упоминанием о Херувимах показываете превосходство премирной силы Того, Чье воцарение приводит в разрушение то, что составилось худо; потому что колеблет не то, что в нас небесного, но то, что в нас земного, так выражает сие словом: «**седяй на Херувимех, да подвижется земля**». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля** Все другие переводчики оставили этот псалом без надписания. Но семьдесят приписали его Давиду, так как и в нем содержится пророчество о духовном Давиде-Христе. **Господь воцарися, да гневаются людие**. Пророк разумеет иудеев, которых воцарение Христа привело в гнев и ярость, так что они говорили Пилату: //не говори, что Он есть царь иудейский// [[new:in:19:21|(Ин. 19:21)]], и еще: //не имамы царя, токмо Кесаря// [[new:in:19:15|(—15)]]. **Седяй на херувимех; да подвижится земля.** Пророк опять укавывает на землю иудейскую, потому что, когда //волсви от восток приидоша, глаголюще: где есть рождейся царь иудейский? Видехом бо звезду его на востоце, и приидохом покланитися ему; слышав Ирод смутися, и весь Иерусалим с ним// [[new:mf:02:02|(Мф. 2:2—8)]]. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля** **«Псалом Давиду»**, не надписан у Евреев. Псалом сей предвозвещает возврашение Иудеев из Вавилона, и предрекает также пришествие Спасителя нашего, и неверие Иудеев. **«Господь воцарися, да гневаются людие».** Ибо и Иудеи, и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа. Да и когда Иудеи насладились свободою, жители всех соседних стран пришли в негодование, увидев необычайное их возвращение. Показывало же это силу Достопокланяемаго ими. **«Седяй на херувимех: да подвижится земля»**. Сей Проповедуемый нами, говорит Пророк, есть и Бог горних сил и Господь. Сказал же: //«седяй»//, потому что ведет речь с человеками. Ибо имеет ли нужду в каком седалище естество безплотное, необъятное и неописуемое, содержащее //«круг земли, и живущия на ней аки пруги»// ([[old:is:40:22|Ис. 40:22]])? Впрочем Пророк изображает в слове своем, что Бог всяческих царственно возседает на Херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля** **Господь воцарися: да гневаются людие** Евангелист Матфей говорит: когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где новорожденный Царь Иудейский? И далее прибавляет: услышав cиe царь Ирод смутился, и весь Иepycaлим с ним [[new:mf:02:01|(Мф. 2:1)]]. Сиe-то предвидя, Давид говорит здесь, что Господь воцарился, как и сам Он сказал: Я на cиe родился, т. е. чтобы царствовать [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]]. Итак пусть гневаются, или пусть смущаются народы иyдейские. Слова //Афанасия//: Это Христос, которого свидетельства не принимают гневающиеся иудеи. //Кирилла//: Пусть, говорит, пускают в Христа стрелы зависти своей; пусть совершают свои злые замыслы, нисколько не могущие вредить тому, кому несвойственно страдать. //Евсевия//: Никто не может сказать, чтобы по причине царствования над всем Бога всяческих гневался кто либо: но по причине воцарения Христа, по выражению сего псалма, гневаются народы, где говорит о неверующих в него из числа обрезанных и язычников. Ибо неверующих сих угрызает и оскорбляет ревность о том, что спасены Им народы, потому что не выразумели пророческих голосов о царстве Его. Впрочем хотя ныне и гневаются о царстве Спасителя нашего: но будет некогда время, когда и они исповедаются имени Его великому, когда приклонится всякое колено—небесных, земных и преисподних. //Исихия//: Подобные рассуждения: воцарение, говорит, Христово возбудило народ иудейский ко гневу и ярости, так что они говорили Пилату: не пиши, что Он царь Иудейский; также: у нас нет царя кроме Кесаря. **Седяй на херувимех** Воцарился, говорит, Господь—тот, который сидит на златых херувимах, как сказано и в [[old:ps:079:02|79]]-м псалме: сидящий на херувимах явись. Слова //Григория Богослова//: По словам Писания, Бог и спит и пробуждается и гневается и ходит и имеет престолом своим херувимы. Первым из сих действий—сном мы называешь бездействие Его и как бы небрежность, по известным Ему причинам, в отношении к нам: так как и наш сон есть покой и бездействие; пробуждением называет скорое изменение в действиях и упражнение в добрых делах, так как прекращение сна есть пробуждение, и прекращение ненависти есть начало посещения; гневом мы изображаем наказание; ибо и у нас наказание следует за гневом; хождением—действие то тем, то другим образом, так как перехождение из одного места на другое называем хождением; наконец сидением и успокоением на престоле—почивание на святых силах и как бы помещение в них (с удовольствием). Ибо Божество ни в ком так не успокаивается, по словам того же //Григория// и //Василия//, как во святых. Быстрое движение Божие называем летанием, призрение—лицем, подаяние—рукою; ухом слышание, глазами—проницательность, крылами—покров; и всякое другое из действий и сил Божиих подает нам случай к изображению чем нибудь телесным. Слова божественного //Кирилла//: Не должно упомянутые, составленные по человечески, выражения о Боге понимать по нашему обыкновению, но так, как прилично самому Божескому высочайшему естеству. **Да подвижится земля** См. Толкование на [[old:ps:098:02#evfimij_zigaben|Пс. 98:2]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля** Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион. Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля [[old:2ts:05:17|(2 Цар. 5:17]] и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же [[old:2ts:05:19|ст. 19,]] [[old:2ts:05:23|23,]] [[old:2ts:05:24|24),]] тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ср. [[old:ps:095:start|Пс. 95]] и [[old:ps:096:start|96).]] Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно [[old:2ts:07:01|(2 Цар. 7:1)]] и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. [[old:ps:095:start|Пс. 95]] и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида [[old:2ts:08:01|(2 Цар. 8:1-14)]] и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь – Всемогущий (**седяй на Херувимех**) – есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля** **Да гневаются людие.** Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его.[[old:ps:098:08| Ст. 8.]]// Мщая на вся начинания их// - наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям. **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля** //Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его// Народ еврейский - народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков - только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду** Сей псалом имеет то же надписание, какое и предшествующий ему, 97-й: Псалом Давиду, и принадлежит к той же группе псалмов (91–99), какая, по мнению глубокого и всестороннего исследователя книги Псалмов, священника Н. Вишнякова, «составлена была вскоре по возвращении из плена вавилонского, когда иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, могли говорить о себе: «Опять Господь царствует; Он – Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его; вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 92:1, 94:7, 97:2–3). Но среди прославления Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное Царство Его не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем. Прославляя всемирное Царство Иеговы и восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в то же время псалмопевец представляет израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещавая их к достойному принятию даруемого спасения (Пс. 94:8–11). По всем этим признакам, происхождение сего псалма относят ко времени царствования благочестивого царя иудейского Иосии, когда совершено было полное восстановление Завета с Богом, и законное богослужение опять явилось во всей торжественности, как оно устроено было царем Давидом и Соломоном, сыном его (4Цар.23:1–25; 2Пар.34:18, 30–33). Ст. 1–2 **Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь в Сионе велик и высок, есть над всеми людьми** Господь воцарися, – так начинаются и некоторые другие (92-й и 96-й) из вышеуказанной группы псалмов, и такому началу соответствуют следующие за ними и их дополняющие изречения. Здесь же последующее изречение: да гневаются людие – не только не соответствует, а как бы стоит в противоречии с началом. По этой, конечно, причине, в нашей «Учебной Псалтири» слова: да гневаются людие – заменены на полях словами: «да вострепещут», как наиболее соответствующими своему начальному предложению: Господь воцарися, а также и вполне согласующимися с словами перевода сего выражения с еврейского: «да трепещут народы». Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие – в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470]. Седяй на херувимех, т.е. «Тот Самый воцарится над живущими на земле, Кто возседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» [3, с. 319]. Седением Господа на херувимах иудеи обыкновенно выражали царское величие Божие; потому что они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на херувимах, устроенных поверх кивота Божия (См. Пс.17:11, 79:2; Ис.37:16; Иез.10:1, 11:22; 1Цар.4 и др.). А кивот сей со времени царствования Давида и во все последующее время пребывал на Сионе. Сионом же («высокое место, крепость») назывался самый обширный и высокий находящийся на юге из четырех холмов, на которых был расположен древний Иерусалим. Посему иудеи всякий раз, когда желали прославить имя Божие, невольно обращались мыслию к Сиону и ко храму Иерусалимскому и находящемуся в нем кивоту Божию с херувимами. Это прославление псалмопевец и выразил здесь словами: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]