[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:7 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 7-9 **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** Присовокупляет же к слову и упоминание «**о столпе облачном**», в котором Бог глаголал "**к ним**", научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти. Сверх того, и Исаия в вид облака представлял себе плоть; ибо говорит: «//се Господь седит на облаце легце//» [[old:is:19:01|(Ис. 19: 1)]]; и последующих за Господом тот же опять Пророк именует облаками, говоря: «//кий суть, иже яко облацы летят?//» [[old:is:60:08|(Ис. 60:8)]]. Сею подобоименностию облаков показывает Он сродство Господней плоти с остальным человечеством. Итак, сему-то Богу, некогда чрез облако, а после того чрез плоть, глаголавшему к людям, говорит далее Давид: «//Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их//» [[old:ps:098:08|(Пс. 98:8)]]. А чтобы иной, смотря на домостроительство, не поползнулся на какие-либо низкие и человеческие понятия о Божестве, Пророк в конце псалмопения, обратив речь к нам, присовокупляет сие изречение: «**возносите Господа Бога нашего**» [[old:ps:098:09|(Пс. 98:9)]], «**и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть**» [[old:ps:098:05|(Пс. 98:5)]]. Смысл же сказанного, как предполагаем, есть следующий: Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять может; путеводимые сим к благочестивому Боговедению, сколько вмещает ваш рассудок, столько возносит славу Божию, зная, что, сколько бы ни возвысилось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами не самое еще величие Искомого, но только подножие ног Его. Сим-то сравнением с недоступным для постижения Пророк объясняет бессилие и низость нашего разумения. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** Они, говорит, усовершенствовались в добродетели, потому что соблюдали закон Божий и исполняли данные Богом повеления; когда же удостоились богозрения, видели Бога в столпе облачном, потому что не в состоянии были видеть Его существа. Христос же не так, — но в Самом Себе имеет Отца, и Сам пребывает в Отце, и не приобрел Своего достоинства путем постепенного усовершенствования. Смотри, в самом деле, как на вопрос Пилата: //царь ли eси ты?// Христос, уклоняясь от этого вопроса, говорит: //ты глаголеши, яко царь есмь. Аз на сие родихся// [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]], т. е. мое царство, как и рождение, безвременно. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** См. Толкование на [[old:ps:098:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 98:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** **В столпе, облачне глаголаше к ним** Бог, говорит, беседовал с Моисеем и Аароном. И хотя Он беседовал с одним только Моисеем, но здесь образ выражения, так называемый, собирательный общий, потому что в одном лице совмещает и другое. Пример такового образа выражения представляет и Апостол Павел, который, исчислив всех, благоугодивших Богу верою, наконец говорит совокупно о всех, которые верою победили царства, творили правду, получили обещанное, заградили уста львов [[new:evr:11:33|(Евр. 11:33)]]. Но все сии великие дела не были совершены всеми вышеупомянутыми (лицами), но только по частям некоторыми из них. И так Давид хочет сим показать то, что Бог беседовал в столпе облачном с Моисеем и Аароном. //Дидима//: Поелику слово Божие верно и истинно; то посему прилично называется столпом; почему и принявшая Его церковь есть столп и утверждение истины. Поелику же (закон) наполняет и произращает плоды, снисходя в сердца людей на подобие дождя; то потому он есть облачный столп. Быть может сим предсказывается и первое пришествие Спасителя к нам, в которое взойдя на легком облаке Он пришел в Египет—cиe земное место. **Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им** Свидетельства, говорит, и повеления законные были Христовы: Он дал их Моисею и Аарону; и они как рабы Его, хранили их. //Кирилла//: Итак, Бог оказывал им честь, как почитавшим Его, возлюбил, как искренних рабов своих и как хранителей Его повелений. Итак послушание было не без награды, напротив того доставило им высочайшую честь за покорность и послушание их. //Дидима//: Хранение всех свидетельств и повелений Божиих принадлежит совершенному мужу, имеющему все добродетели. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им** Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божии, и чрез это делались достойными таких милостей. Это замечание, очевидно, псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** См. Толкование на [[old:ps:098:06#lopuxin_ap|Пс. 98:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** См. Толкование на [[old:ps:098:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 98:5]] [<10>]