[<10>] ====== Толкования на Пс. 99:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду во исповедание** //Содержание:// Давид в этом псалме предлагает совет приступившим уже к вере — принести благодарение за то, что уже соделано. Ибо //исповедание// означает здесь благодарение, воздаваемое с хвалением. **Воскликните Богови вся земля** Повелевает искупленным воспеть победную песнь; а искупленные — весь человеческий род. Ибо //землею// называет живущих на земле. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Псалом Давиду во исповедание** А в псалмах, к которым прилагается слово: «**исповедание**», речением сим научаемся следующему: поелику, по обычаю Писания, слово: «**исповедание**» имеет двоякое значение и указывает то на исповедание грехов, то на благодарение; здесь в том и другом разумении оного руководимся им к жизни добродетельной; потому что исповедание грехов производит удаление и отчуждение от худых дел, а усердие в благодарности увеличивает милость Благодетеля к приемлющим благотворения с добрым чувством. Посему псалом предлагается «**во исповедание**»: в таком случае, когда беспокоит тебя какое либо воспоминание о грехе, советует тебе прибегнуть к очистительному средству – покаянию; а если жизнь твоя благоуспевает в лучшем, доброе твое произволение делает твердым за благодарность твою к Богу. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Воскликните Богови вся земля: работайте Господеви в веселии, внидите пред ним в радости** Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмо­певцам, почему и оставил его без имени. Под **исповеданием** здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заклю­чается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: //«в благодарение»//, Симмах:// «в благословение»//, а пятое издание: //«в похвалу»//. В этом пророчестве замечается великая точность и по­следовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, //непрестанно// молиться, //о всем благодарить// [[new:1sol:05:16|(1 Фес. 5:16–18)]], зная, кому и за что мы рабо­таем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. **«Входите пред Ним с радостью»**, т.е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего нестоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Су­диею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограбле­нию, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: //«блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»// [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11–12)]]. **//Беседа на псалом 99.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Воскликните Богови вся земля** Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: //земля еси// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление. Чтобы земле ожить, и воскликнуть Богови, нужно предварительное уничтожение в ней разобщения, произведенного в ней падением, нужно соединение ее с собой и в себе. Воскликнуть Богови может только вся земля: только все цельное, воссоединенное с самим собой и в себе существо человека, руководимое умом, нерасхищаемым и неколеблемым в молитве чуждыми помыслами, может устремиться всеми силами своими к Богу; только все кости могут обратиться с живым словом истинной молитвы к Богу; всеми костями названы в Писании все составные части человека, собранные и воссозданные Господом, соединенные во едино между собой, соединенные воедино с Господом [[old:ps:034:10|(Пс. 34:10)]]. Тогда поймет человек из внутреннего опыта, совершившегося в душе его, что он ожил духовно, что дотоле был в плену, в оковах, в смерти. Из этого блаженного опыта //преподобный Ефрем// сказал: "Умножилась на мне, Господи, благодать Твоя, утолила глад мой и жажду мою, просветила мой омраченный ум, собрала //скитавшиеся помыслы мои//, наполнила мое сердце. Теперь поклоняюсь, припадаю, молюсь и умоляю Тебя, исповедуя мою немощь: ради человеколюбия Твоего, ослабь во мне волны благодати Твоей и сохрани ее для меня, чтобы опять дать мне ее в страшный день (второго пришествия Твоего или в день смерти моей). Не прогневайся на меня, Человеколюбец! Не терплю быть без нее, и потому, отвергши всякое сомнение, обращаюсь к Тебе с молитвой. Превыше меры умножилась во мне благодать Твоя, и язык мой изнемог, не имея средства выразить ее; ум мой пришел в недоумение, не вынося множества волн ее. Образ и сияние благословенного Отца! Укроти во мне ныне волны ее, потому что она сжигает члены мои и сердце, укроти здесь, чтоб там опять дать ее. Спаси меня, Владыко, и соделай достойным царства Твоего. Не помяни беззаконий моих, ниже прогневайся на дерзновение молитвы моей. Даруй мне просимое мной, и вселись в меня, как в обитель [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]], с благословенным Отцом Твоим, в день явления Твоего [[new:in:14:21|(Ин. 14:21)]]. Христе! Даруй мне молитву мою, потому что Ты один - податель жизни. Скрой беззакония мои от друзей моих! Прими эти слезы мои! Да предстанет перед Тобой плач мой!". Эта речь - речь упоенного духовно милостью Божией: она - воскликновение. //**Аскетические опыты. Том II. Таинственное объяснение 99-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воскликните Богови вся земля** **«Псалом Давиду, во исповедание»**, не надписан у Евреев. Пророк и здесь призывает всех человеков к песнопению, всех убеждая служить Спасителю Богу. **«Воскликните Богови вся земля».** Все человеки вознесите победную песнь Богу; ибо землею Пророк называет живущих на земле. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 1-2 **Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии** Пойте, говорит, христиане, победную песнь, или состоящую в восклицании, Христу за соделанную Им победу над невидимыми врагами—демонами. Работайте Христу, освободившему вас от работы и плена демонского; притом работайте Христу с веселием, или с радостью, как избавившиеся чрез Него от владычества и удостоившиеся иметь, но словам //Феодорита//, такового Владыку. //Кирилла//: Т. е. не будьте печальны и мрачны, или ленивы к добрым делам, напротив того усердны и веселы и полны радости об уготованной святым надежде. Ибо, по словам //Афанасия//, рабство у людей производит пагубный страх, а служение Господу чистый страх, от которого рождается в душе веселие. И, по словам //Евсевия//, служение Ему подобно служению свету, жизни, истина, правда и освящение; ибо всем сим называется Господь. Итак не почитайте служение Ему мрачным, ни печальным и болезненным, напротив того оно исполнено радости и веселия. //Феодорита//: Царство Бога и Спасителя нашего не имеет, говорит, сходства с горьким владычеством диавола, но оно есть кроткое и человеколюбивое владычество Его. Итак с радостью приступайте к сему служению; а если, говорит //Евceвий//, кто не служит Ему с веселием, тот да не дерзает представляться пред лице Его, входя в церковь Его с неумытыми ногами. **Внидите пред ним в радости** См. Толкование на [[old:ps:099:03#evfimij_zigaben|Пс. 99:3]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воскликните Богови вся земля** Псалмопевец призывает Израиля к торжественной благодарности Богу, Который в Своей неисчерпаемой милости избрал Израиля из среды народов и не перестает благодатно руководить им. Такой Бог заслуживает, чтобы прославлять Его в жилище Его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет надписания имени автора. По близкой связи его содержания с предшествующими псалмами, начиная с [[old:ps:092:start|92]], его нужно считать написанным одновременно с последними, т. е. во время царя Иосии. **Воскликните Богови вся земля** //Воспевайте Господа и служите пред Ним// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду во исповедание** Такое же надписание он имеет и в Вульгате. В нашей русской Псалтири он надписывается так: «Псалом (Давидов) хвалебный». А так как в еврейское Библии он не имеет, подобно многим другим псалмам, никакого надписания, то и нужно заключить, что вышесказанное надписание сего псалма в нашей Псалтири получило свое начало или от LXX толковников, или от других, позднейших, переводчиков и толкователей псалмов, которые это надписание сделали вполне согласно с содержанием псалма, призывающего всю землю или, точнее, весь народ, к исповеданию Бога, или благодарственному прославлению Его милости и истины, в веселии и радости. Псалом сей принадлежит к той же группе псалмов, которую составляют и предыдущие восемь псалмов, и во многих своих выражениях он имеет сходство с ними. Ст. 1–2 **Воскликните Богови, вся земля: работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости ** **Восклицать** значит «хвалить громким и радостным голосом». **Воскликните Богови, вся земля**, т.е. все вы, которые почитаете истинного Бога и которые находитесь по всей вселенной, хвалите Бога. Всех призывает пророк к восклицанию и прославлению Бога, и добрых, и злых, потому что и те, и другие находятся во вселенной, все смешаны, как плевелы с пшеницей и как лилии с шипами. И как по всей земле злые поносят и изрыгают хулы на Бога, если что последует не по их желанию, так равно и добрые по всей земле хвалят и благословляют Господа за все, что с ними случается, потому что, по свидетельству св. апостола Павла, «//все содействует во благое любящим Бога, которые призваны святыни, по изволению Божию//» [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28)]]. **Работайте Господеви в веселии**, т.е. работайте, повинуясь Богу не по принуждению, а добровольно, не с огорчением, как рабы и продажная собственность, но с **радостию**, как свободные. Важнейшая же причина того, почему Богу нужно работать в **веселии**, есть та, что самая главная заповедь Божия состоит в любви, и нет ничего приятнее и сладостнее любви; а потому и выходит, что работа, или служение, Богу полезна нам, а не Богу, и сопровождается радостию, и понятно, что работающие Богу ходят пред Ним в радости. Работа, или служение, Богу водворяет, таким образом, в душу работающего благодать и милость Божию, и в этой душе пребывает тогда «//Царствие Божие//», которое, по слову того же апостола Павла, «//есть праведность и мир и радость во Святом Духе//» [[new:rim:14:17|(Рим. 14:17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]