[<10>] ====== Толкования на Пс. 99:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Внидите во врата его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся ему, хвалите имя его** **Внидите во врата Его во исповедании.** //Вратами// Господними называет Церковь земную, в которой должно приносить исповедание и поведать бывшие нам благодеяния. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Внидите во врата его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся ему, хвалите имя его** Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти **«с исповеданием»**, а во дворы **"с песнопениями»**. Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от гре­ховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песно­пений. **«Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его".** Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запеча­тлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной на­шего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, гово­рившие иудеям: //«ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»// [[new:act:04:12|(Деян.4:12)]]. **//Беседа на псалом 99.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Внидите во врата его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся ему, хвалите имя его** Средство к получению доступа пред лице Божие - смирение. Смирение - врата Божии, врата во дворы Божии, в нерукотворенный чертог и храм Божий, в храм сердечный, в котором водворен Бог при посредстве таинства крещения. Врата Божии принадлежат единственно Богу. Они - врата Его; они отворяются исключительно перстом Божиим. Перед отверзением их даруется исповедание, исповедание сердечное, исповедание от всей души. Исповедание есть действие смирения. Исповедание есть выражение человеком сознания его перед Богом. Сознание это является при отверзении очей наших на нас самих от прикосновения благодати к очам души, причем ум отрясает слепоту, доселе омрачавшую его и лишавшую правильного, богоугодного самовоззрения. Мы исповедуем, исповедуем от полноты убеждения, от такой полноты убеждения, с какой произносится и исповедуется Символ веры, что мы существа падшие, обремененные и той греховностью, которая принадлежит всему человеческому роду, и той, которая принадлежит каждому из нас в частности. Мы воздаем славу правосудию Божию, извергшему преступный род наш из рая на землю, обрекшему все человечество на труд и злострадание, карающему каждого человека частными казнями за частные его согрешения. Вслед за исповеданием является непарительная молитва. Она - дар Божий. Десницей этого дара восприемлется молящийся из среды окружавшего и пленявшего развлечения, представляется, вне всякого развлечения, лицу Божию в нерукотворном Божием храме. Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва. Не может она родиться иначе и из иных деланий: так винограду свойственно родиться на одной лозе, ни на каком ином древе. Молитва эта названа пением, потому что молитва духа есть святая, таинственная песнь, которой воспевается Бог. Великий Павел сказал: //исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви// ([[new:ef:05:18|Еф. 5:18-19]]). "Просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста, поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое!" (Утренняя молитва). //**Аскетические опыты. Том II. Таинственное объяснение 99-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Внидите во врата Его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Яко благ Господь, в век милость его, и даже до рода и рода истина Его** **«Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих».** //«Вратами Его»// и //«дворами Его»// называет Пророк церкви: потому что оне дают нам доступ к Нему; в них надлежит поведывать божественныя и спасительныя Его делания, и как некий дар, возносить Ему благодарственную песнь. **«Исповедайтеся Ему, хвалите имя Его». «Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его».** Ибо не справедливо ли песнословить оказывающаго нам неизреченное человеколюбие и приводящаго в исполнение благия обетования? Что обетовал Он во времена предков, то исполнил в нашем роде, и действительно даровал спасение, которое было обещано. ===== Евфимий Зигабен ===== **Внидите во врата Его во исповпдании, во дворы Его в пениих** По словам //Евсевия//, во первых входят во внешние врата дома, а потом уже в дворы Его; так во первых должно исповедоваться во грехах своих, потом воспевать Бога, дабы чрез исповедание очистился язык, и таким образом приносил чистую песнь Богу. Здесь врата и дворы Христовы суть все находящиеся в разных местах земли, по словам //Феодорита//, церкви, поколику они составляют дом Его. Сказано также о дворах и в [[old:ps:083:03|83]]-м псалме: желает и изнемогает душа моя во дворы Господни. Слова //Дидима//: Врата Господа суть различные добродетели, о которых и в других местах сказано: отворите мне врата правды, дабы пройдя врата Его, мы могли благодарно исповедоваться Богу и в дворах Его, т. е. вошедши в богословие посредством песней. **Исповедайтеся Ему, хвалите имя Его** И здесь Давид говорит почти то же самое, что сказал выше, для распространения и большего поощрения христиан к прославлению Христа. Или под исповеданием разумеет здесь благодарение: благодарите, говорит, христиане Христа, как получившие столько благодеяний от Него, и прославляйте имя Избавителя нашего и Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Внидите во врата Его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Яко благ Господь, в век милость его, и даже до рода и рода истина Его** Слова **врата **и** дворы** употреблены здесь соответственно устроению храма Иерусалимского, который состоял из двух частей: собственно храма и **двора**, окружавшего храм. Передняя часть храма была предназначена (в первой половине ее, до внутренней завесы) для **входа** в нее с кадилом и благовонным курением священников, а **двор** храма, в который входили чрез врата все израильтяне и даже иноплеменники, назначен для жертвоприношений, которые совершались священниками. Таким образом, в вышеозначенных стихах пророк напоминает всем верующим, что они должны воздавать Богу благодарственное исповедание соответственно с тем, как установлено предписаниями Закона: **входите в врата Его с славословием, во дворы Его с хвалою**. Тут же указывает и причины, или основания, по которым должно воздавать благодарственное исповедание Господу Богу: первое – то, что Он Благ: **яко благ Господь**; второе – что Он милостив: **в век милость Его** и третье – что Он истинен: **даже до рода и рода истина Его**. Хвалить и прославлять Бога мы должны на всяком месте, но есть и особенное место для торжественной хвалы и благодарения Богу – это место есть храм Божий, предназначенный для молитвы и богослужения, где и мы созерцаем Бога, невидимо присутствующего в священных тайнах, равно как и Он Сам зрит и выслушивает молитвы наши, как изрек Он, явившись нощию царю еврейскому Соломону: «//Ныне очи Мои будут отверсты, и уши Мои послушне к молению места сего: и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи мои и сердце Мое ту вся дни//» [[old:2par:07:12|(2 Пар. 7:12]], [[old:2par:15:17|15–17)]]. По объяснению блж. Феодорита, «вратами и дворами Божиими пророк называет здесь церкви (христиан), потому что они дают доступ к Нему» [6, с 474]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]