[<10>] ====== Толкования на Пс. 100:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** См. Толкование на [[old:ps:100:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 100:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** Видишь, после того как он исправил свою жизнь и прошел по всему пути правды, тогда, ничего порочного и нечистого не находя в своих путях и понимая всякое оправдание и суд и жизнь по за­кону, свидетельствуемую делами, тогда он воспевает эту песнь, с радостью рассказывая о своих делах. Он воспевал с разумением, чистым сердцем, исчисляя свои дела. Приготовив, как написано, пути Господни и исправив стези Божии, он ожидал пришествия Владыки, призывая Его такими словами: **«когда... придешь ко мне?»** И как бы отвечая, говорил: я при­готовился принять тебя умом своим, изгладил неровности моего сердца, отбросил все острое, не оставив никакого препятствия для Твоего прихода. Я сделал гладким путь души моей, очистил чув­ствования моего сердца, сделал чистыми все мои помыслы. Я готов принять Тебя, когда Ты придешь. Но **«когда... придешь ко мне?»** Приходи беспрепятственно, Владыка Мой, Ты не найдешь во мне пути злобы. **«Я ходил в незлобии сердца моего ...среди дома моего".** **«Я ходил**, – говорит он, – **в незлобии сердца моего ...среди дома моего".** Прежде всего, велика и прекрасна добродетель незлобия, не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но прости­рается и на ближних, как говорит Премудрый: //«[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь»// [[old:pr:09:12|(Притч.9:12)]]. Итак, прекрасно незло­бие, это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спо­койствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды: одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ве­дает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Итак, прекрасно незлобие, причина стольких благ! С него-то и начинает Давид свою речь: **«я ходил в незлобии сердца моего»**. И не просто сказал: **«в незлобии»**, но: **«в незлобии сердца моего»**, разумея, что у него не было – одно на языке, а на сердце – другое. Я не говорил устами мирное, в сердце разумея злое, но каков был языком, таков был и в сердце. **«Я ходил в незлобии сердца моего ...среди дома моего".** Здесь, возлюбленные, он разумеет не этот дом, дело рук человече­ских, сложенный из камня или дерева, созданный из грубого веще­ства, но разумный храм души, отражающий вовне внутренний неви­димый образ, созидаемый в разумной и духовной природе, ожи­вотворяемый божественным дуновением, содержащий душу и содер­жимый душой, вместилище благодатных даров самобытной силы. **"Среди»**, этого-то дома **«ходил»**. Срединой называет основание сердца потому, что оно занимает средину всего человеческого тела. Злыми путями представляются помышления и пожелания, как говорит и Спаситель: //«из сердца исходят злые помыслы»// [[new:mf:15:19|(Мф.15:19)]], потому что от него исходит всякое движение человеческой природы. Это значит вот что. Произойдет ли беспокойство, сердце приходит в движение; случится ли тревога, сердце смущается; восстание ли вра­гов, поражается сердце; нападет ли страх, сердце трепещет, сообщая трепетание и ближайшим членам тела; то затихая, то опять схваты­ваясь, оно не позволяет успокоиться, но усиленным биением разно­сит беспокойство и волнение по всему телу, производит перемены и в цвете лица, и в наружности, и в состоянии духа, поражает блед­ностью лицо, затемняет зрение, причиняет трясение губ, расслабляет колена, и, связывая язык, все движущий, производит заикание, и вообще, можно сказать, делает человека диким и полумертвым; когда начинается война, оно рвется в битву, и не успокаивается, пока дело не дойдет до боя. Когда же все это кончается и завершается победой, тогда восстановляется обыкновенное движение сердца и – вслед затем – во всем теле водворяется спокойствие и довольство, смуще­ние сменяется радостью и все возвращается к прежнему состоянию, возобновляется порядок в отправлениях всех членов: опять просветляются глаза, успокаиваются губы, исправляется орган речи, лицо принимает обычное выражение, как будто какой искусный возница, овладевши вожжами, возвращает человека в прежнюю колею. Впрочем, сказанное не относится к праведнику: его сердце не испытывает смущения или страха. Хотя бы ему угрожало нападе­ние врагов, он смело говорит: //"если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю"// [[old:ps:026:03|(Пс.26:3)]]. Поэтому он и говорит: **«ходил в незлобии сердца моего ...среди дома моего"**, то есть: я наблюдал за собою, испытывал самого себя, чтобы какой-нибудь горький корень, возросши, не отра­вил и не осквернил чувствований моего сердца, но чтобы незлобие, пребывая во мне, способствовало мне в достижении всех добродетелей. **//Беседа на псалом 100.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** Кто непорочно и неуклонно с благочестивым и правым ведением блюдет путь добродетелей, тот узрит благодаря бесстрастию пришествие Бога к нему. Ведь **пою и разумею в пути непорочне, когда приидеиши ко мне**. Ибо “**песнь**” здесь означает добродетельное делание, “**разумение**” — умозрительное ведение, соответствующее добродетелям. Сообразно этому ведению и воспринимает Божественное пришествие тот, кто, бодрствуя в добродетелях, ожидает Господа своего. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** **«Пою и разумею в пути непорочне».** А //Симмах// перевел так: буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный; – тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением. **«Когда приидеши ко мне?»** Ибо сей чудный муж в такой мере приобрел чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: //«когда приидеши ко мне?»// то есть, уготовал я Тебе благолепный царский чертог, вожделеваю Твоего пришествия, исполни же мое желание. **«Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего».** В простоте проводил я жизнь; не прибегал к двоедушию, и не иным показывал себя вне дома, противное тому делая в доме, но с видимым сходно было и сокровенное. ===== Евфимий Зигабен ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** **Пою и разумею** (что пою)** в пути непорочне** Совершая, говорит, путь жизни беспорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен и разуметь что поет. Итак совершать путь, т. е. жить беспорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их — созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целью, чтобы приобресть путь, или образ жизни беспорочный и неукоризненный. //Кирилла//: Стану, говорить, петь Тебе, Владыко, и прославлять непрестанно; буду иметь и разумение на пути непорочном, т. е. буду проходить с разумением и мудростью правый, неуклонный и непорочный путь; ибо, желая благоугодить Богу и иметь сердце наполненное мудрости, притом не земной и не мирской, но даруемой Христом, в Котором все сокровища премудрости и разума сокрыты, и который умудряет слепцов и подает всякое знание, мы должны быть весьма разумны. **Когда приидеши ко мне** Когда, говорит, придешь Господи, ко мне, живущему беспорочно? Я и пою и понимаю, что пою, с тою целью чтобы удостоиться Твоего умственного пришествия, или когда Ты, Господи, придешь ко мне, пламенно желающему Твоего явления? Ибо Господь сказал: //кто любит Меня, тот слово мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим// [[new:in:14:23|(Иоан. 14,23)]]. //Божест. Максима//: Кто соблюл неповрежденным путь добродетелей, без уклонения в ту или другую сторону, с благочестивым и правым разумением, тот уразумеет бывающее при бесстрастии явление ему Бога. Ибо стану, говорить, пить и разуметь на пути непорочном: когда придешь ко мне? Ибо сей псалом изъясняет добродетельное действие, а разумение означает соединенное с познанием искусство в добродетели, по которому бдительно ожидающий Господа своего чувствует богоявление. //Исихия//: Блаженное дело ожидать пришествия Бога и таким образом непрестанно приготовляться ко входу Его к нам; и Он придет к нам тогда, когда мы соблюдем заповеди Его. //Феодорита//: Когда придешь ко мне? вместо того, чтоб сказать я устроил для Тебя благолепный царский дом (душевный); желаю Владыко Твоего пришествия, хощу Твоего явления; дай мне желаемое. **Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** См. Толкование на [[old:ps:100:03#evfimij_zigaben|Пс. 100:3]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** Псалмопевец обещает Господу, что он будет прославлять Господа за Его милость и правду, именно тогда, когда он будет освобожден от настоящего бедствия; обещает, далее, безупречною жизнию показывать себя благоразумным и благодарным. – За этим обещанием следует – из тяжко сокрушенного сердца – настоятельный зов о помощи; **когда приидеши ко мне?** т.е. Господи, не медли оказать мне Свою помощь. **Разумею** – хочу быть благоразумным на безупречном пути, т.е. справедливою жизнию показать себя мудрым и благоразумным. **Когда приидеши?** (ср. [[old:ps:079:03|Пс. 79:3;]] [[old:ps:118:041|118:41,]] [[old:ps:118:077|77,]] [[old:ps:120:01|120:1),]] несомненно, нужно понимать, как вопрос и молитву. По наиболее правдоподобнейшему изъяснению первоначального текста смысл был бы: я хочу идти путем честных, если Ты, Боже, придешь ко мне с Своею милостию, если укрепишь меня, как я этого страстно ожидаю. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** **Пою и разумею в пути непорочне.** Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. [[old:ps:100:07|Ст. 7.]] //Не исправляше пред очима моима// - не получил одобрения и не успевал в своих намерениях. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** //"Буду размышлять о пути непорочном"// - буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета (//"когда ты придешь ко мне?"//). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего** См. Толкование на [[old:ps:100:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 100:1]] [<10>]