[<10>] ====== Толкования на Пс. 100:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех** **Творящия преступление возненавидех.** Ибо должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех** Чтобы тебе убедиться, что он приготовился к принятию Владыки усвоением себе всякой правды, послушай, как он с удовольствием воспоминает свои дела. Видишь, сколько и каких дел делалось блаженным? И с какой уверенностью и надеждой он исчислял свои подвиги и поступки? Тол­ковать ли мне его речь, или предоставить вам одним чтением усвоять себе смысл написанного? В самом деле, что яснее его слов? Или что из сказанного сейчас нуждается в толковании? Но чтобы исследовать слова его, как они есть, с подробностью, сейчас мы, опять восстановив их, припомним и посмотрим, какую пользу доставляет постоянное памятование их. **"Не полагал пред очами моими... дела законопреступного»**. Мои взоры не были обращены к греху и беззаконие не привлекало меня, чтобы я решился делать что-нибудь чуждое спасению. Но у меня пред глазами были – страх Божий, соблюдение заповедей, дела правды, весь строй жизни по закону. **"не полагал пред очами моими... дела законопреступного»**. У кого взоры обращены ко греху, для тех беззаконие является целью и они как бы вождем своим имеют грех: сначала они допускают его в свое сердце, потом безраз­дельно вперяют в него очи ума и так устремляются к беззаконию. От всего подобного я был далек. Я не ставил себе целью законо­преступного дела, но мои взоры всецело были устремлены на то, чтобы жить согласно с законом. Мало того: **«творящих преступление я возненавидел»**. Не только сам я не хотел делать ничего против­ного закону Божию, но и нарушающих заповеди Его я ненавидел: **«творящих преступление я возненавидел"**. Эти слова: **«творящих преступление я возненавидел»** должны быть понимаемы двояко. Одни преступают заповеди Божии, Его оправдания и суды: это суть преступники закона. Другие же попирают самое спасительное исповедание Владыки: это уже преступники против Бога. Большая разница между преступностью тех и других. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения. Итак, я, говорит, всех **«творящих преступление я возненавидел»**, потому что //«начало греха... отступление»// от Господа [[old:prsir:10:14|(Сир.10:14–15)]], как го­ворит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступни­ков, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: //«нет мира нечестивым, говорит Бог мой»// [[old:is:57:21|(Ис.57:21)]]. Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручив­ших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей. Разве не научает нас тот же пророк в дру­гом месте, говоря: //«не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами»// [[old:ps:138:21|(Пс.138:21–22)]]. **//Беседа на псалом 100.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех** **«Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную».** Не только гнушался делами законопреступными, но удалял от себя и помышление о них, прежде всего другаго устрояя и приводя в порядок помысл. **«Творящия преступление возненавидех».** Отвращался от пренебрегающих божественные уставы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не предлагах пред очима моима вещь **(дела)** законопреступную; творящыя преступление возненавидех** Я, говорит, обращался, в доме моем с чистотою сердца моего и ни пред глазами моими чувственными, ни пред умственными не полагал дела законопреступного, т. е. я не терпел воображения и воспоминания какого либо беззакония. И не только это, но я ненавидел и тех, которые преступают правду, в отношении к Богу или людям. //Кирилла//: Многие употребляя в собраниях притворство, представляются честными и искренними; а в домах своих, не скрывая своего нрава, оказываются худыми. А я, говорит, не имел в доме своем при себе никакого неправедного помысла, но с чистотою ума я обращался и вне и дома. Говоря cиe, псалмопевец, или просто совершенный муж, сим не уловляет похвалы от людей, ибо ум святых не честолюбив и не любит тщеславия; но цель у них доставить пользу нам принимающим от них наставления. Здесь заметь, что не сказал: Я никогда не падал в беззаконные дела, ибо это была бы ложь. Но что? Я не предлагал, т. е. не имел цели, или намерения сделать беззаконие. Если же что человеческое и случилось, то без намерения моего. //Дидима//: Явно возбранил себе всякое беззаконие не в деле только, но и в помышлении. Ибо, сказав о глазах, он сим выразил зрение души; не предлагал пред глаза мои вещи законопреступной. Посему кто предлагает зло, хотя бы и не допущен был к произведению его, не избежит наказания за зло, по самому намеренно. Я возненавидел, говорит, творящих преступления, не потому что они люди, а потому что они таковы. Ибо, по словам //Афанасия//: Не только должно удерживаться от зол, но и отвращаться от творящих оные. //Дидима//: Творящими преступления называет согрешающих; ибо всякий грех есть преслушание божественного закона. А братия, по своему обыкновению, называют преступниками отрекшихся от Христа, которых особенно должно ненавидеть, как пожелавших быть врагами Спасителя ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех** Затем псалмопевец указывает Господу на то, что частная его жизнь (//посреде дому моего//) доселе была всегда безупречна, что он управляет по справедливости, не имел ничего общего с нечестивцами, преследовал зло во всех его видах, обращал внимание только на добрых страны своей, не терпел злых вокруг себя, и ревностно старался искоренять всех нечестивых. Псалмопевец, кажется, приводит все это для мотивирования своей молитвы (//когда приидеши?//); он как бы говорит Господу, что он не недостоин просимой помощи, как это может подтвердить его жизнь, какую он вел доселе. **Предлагать пред очима**, т.е. чтобы с удовольствием смотреть на предложенное и потом подражать ему, или стремиться к нему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех** Все преступное буду ненавидеть (//"не положу пред очами"// - не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех: не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** Здесь пророк говорит уже прямо о себе лично и, конечно, не для того, чтобы восхвалить себя или вызвать похвальные отзывы о себе со стороны других, так как был кроток и не честолюбив, как и вообще все благочестивые и богоугодные люди, но с тою целию, чтобы примером своим научить преемников, в особенности же сына своего Соломона, а с тем вместе доставить пользу и всем нам, читающим и послушающим его псаломские наставления. Он говорит, что никакого противозаконного дела (**вещь законопреступную**) он не допускал в своем присутствии (**пред очима моима**), т.е. не только не имел цели или намерения допустить что-либо законопреступное, но чувствовал ненависть к творящим преступление: как к людям, явно согрешающим и беззаконцующим. «Не прилеплялось», т.е. не могло быть сочувственным мне, сердце лукавое, непокорное, развращенное (**не прильпе мне сердце строптиво**); всякий, кто имел такое сердце, **уклонялся от меня**, и я не признавал его за человека, достойного служить при царском дворе (см. [[old:esf:07:04|Есф. 7:4]]). Далее, в следующих изречениях пророка, прямо открывается царственная добродетель его, выразительно проявляющая милость и суд его как царя. Так как многие из окружающих царя не столько по ревности о правде сколько из ненависти к ближним, которых считают своими врагами составляют лживые доносы на них для того, чтобы погубить их, и своими тайными клеветами отягощают судьбу их, как это видно из истории, описанной в книге Есфирь [[old:esf:07:start|(Есф. 7)]], то Давид, как мудрый и правосудный царь, таких клеветников лишал своего царского доверия (**сего изгонях**), – людей гордых и корыстолюбивых, или жадных, таких, которые не удовлетворялись никакими почестями и никаким обогащением, он не допускал до участия в своем царском столе (**гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях**). Последним выражением указывается вообще на то, что Давид, как царь, не только не оказывал внимания и не имел содружества с людьми, преданными гордости и любостяжательности, но и никакого не имел с ними общения, как с людьми недостойными. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]