[<10>] ====== Толкования на Пс. 100:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах** **Не прильпе мне сердце строптиво**. Внушения диавола, как не имеющие в себе прямизны, кривы и развращенны, и я никогда не допускал их в сердце. **Уклоняющегося от мене лукавого не познах**. До того, говорит, не обращал я никакого внимания на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому, неизвестно мне было, когда уходили от меня; а если и при мне были, не знал, тут ли они. Доказательством же, что мысль прилеплена к Богу, служит — нимало не заботиться о земном по внимательности к горнему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах** Опять и здесь, возлюбленный, обрати внимание на смысл этих выражений. **«Не было близко мне сердце строптивое»**. У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, **«не было близко мне сердце строптивое»**, ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание. Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися бо­гатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: //«Почему беззаконные живут.... Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них»// [[old:iov:21:07|(Иов.21:7–9)]]. //"Волы их тучны»// [[old:ps:143:13|(Пс.143:13)]]. Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что //«от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает»// [[new:rim:05:03|(Римл.5:3–5)]]. **«Не было близко мне сердце строптивое»**. Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог до­пустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, – так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда. **//Беседа на псалом 100.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах** **не прильпе мне сердце строптиво** Близки ко мне были чтущие правдивость, а предпочетших противное и не желающих иметь правый помысл держал я вдали от собраний моих. **уклоняющагося от мене лукаваго не познах** Если же кто из приближенных ко мне, водясь лукавством, желал отдалиться от меня, такого отлучения не почитал я и отлучением. Столь крайняго презрения казался мне достойным предающийся пороку. ===== Евфимий Зигабен ===== **не прильпе мне сердце строптиво** (развращенное), **уклоняющагося от мене лукаваго не познах** Не соединялось, говорит, со мною развращенное и искривленное сердце, т. е. другими словами, не прямой человек, потому что кривое к прямому, по словам Исихия, не приходится. И когда злой человек отходил от меня, я не хотел и знать его; ибо не должно иметь содружества с злым. Но если злой придет к нам, мы должны стараться исправить его; а если отойдет, должны презирать и ставить ни во что отлучение его, по словам Евсевия и Феодорита. Сии же слова относятся и к диаволу так: не давая ему места или входа, чтобы мог посеять во мне злые помыслы свои, я посему не знал и того, когда он отходил от меня, иначе сказать, я не чувствовал ни того, когда он приходил, ни того, когда отходил. Слова Василия: Кто постоянно соблюдает правоту, тот может сказать: He прилеплялось ко мне сердце лукавое, изображая сим то, что мышление, потерявшее правоту, нам не свойственно, но приходит отвне, когда мы, присвоив его ceбе, отвергнем правоту. Афанасия: Так называет советы диавола, как не имеющие ничего правого. Дидима: У Екклесиаста написано: //Бог сотворил человека правым// [[old:ekl:07:29|(7, 30)]]. Итак если он прав был по усвоению ему добродетели сначала, то всякое зло и нравственная кривизна далеки от него. Иcиxий: Как кривой жезл не может прилепиться к прямому, так с живущими в незлобии не совокупляются имеющие кривое сердце. Кирилла: глагол: **не познавал**, изъясняет так: Я и не притворялся знающим, ибо считал их нестоящими того, чтобы быть другом их; по гордости? Вовсе, говорит, не так, но потому что знал как обращение с злыми повреждает добрые нравы. Ибо плод украшенного святостью разума есть отречение от злых, а осуждение брата есть доказательство крайнего злонравия. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях ** "**Сердце развращенное будет удалено от меня**" – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах** См. Толкование на [[old:ps:100:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 100:3]] [<10>]