[<10>] ====== Толкования на Пс. 100:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** **Оклеветающаго тай искренняго своего, того изгонях.** Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это. **Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.** Высокомерные и склонные к преобладанию не бывали моими сотрапезниками. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло – клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разно­гласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разру­шает братское общение, недавнего друга без всякой причины де­лая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла ее проказой и навлекла на нее гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви. Она, отклоняя от заповедей Божиих, научает преступле­нию, и отвлекая от общения с Богом, удаляет от истины. Она первоначально явилась причиной гибели первозданного Адама и ли­шила его райской жизни и небесного блаженства, потому что она вошла в уста змия и взвела ложь на неложную благость Божию; это она сказала: //«подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»// [[old:gen:03:01|(Быт.3:1)]] и побудила Адама преступить заповедь и отпасть от истины; склонивши к себе бывшего собеседником Владыки, она тотчас при помощи обмана сделала его врагом и сразу удалила от благ. Итак, будем же удерживаться от клеветы, удаляясь от нее, чтобы не войти во вражду с Владыкой. Отстанем от клеветы, чтобы не сде­латься несправедливыми судьями истины и не оказаться пред лицом закона ложными свидетелями. //«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить»// [[new:iak:04:11|(Иак.4:11–12)]]. А чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что клевета нисколько не содействует истине, обрати внимание на само название ее, рас­сматривая в связи с ним последующее слово. Клевета есть учи­тель обвинения, а слово **"тайно"** указывает на ложь и постыдность этого дела. Когда дело касается истины, то следует обличить в лицо и со смелостью соединить мир; если же тайно, значит – ты приносишь ложное обвинение, возбуждая против ближнего злое подозрение и не бу­дучи в состоянии обличить его в том, что ты возводишь на него. Поэтому, хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враж­дебной к ближнему из-за клеветы. Итак, **«Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел»**. А что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: //«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»// [[new:iak:04:06|(Иак.4:6)]]. И в другом месте: //«гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих»// [[old:prsir:10:07|(Сир.10:7)]]. И: //«что гордится земля и пепел?»// [[old:prsir:10:09|(Сир.10:9)]]? И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит: **«со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел»**, так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем, про­рок поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же – и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему. **//Беседа на псалом 100.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** **«Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях».** Не принимал я обвинений, делаемых тайно, а покушающихся делать это изгонял от себя. **«Гордым оком, и несытым сердцем с сим не ядях».** Не делал я своими сотрапезниками ведущих себя горделиво. ===== Евфимий Зигабен ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях** Я, говорит, отгонял от себя того человека, который тайно оговаривал брата своего, как злонравного и низкого, и на подобие пса угрызающего тайно, где прибавил: тайно; потому что тот, кто оговаривает в лице, менее гpешит и подает оговариваемому в лице случай оправдаться в том, в чем он оговаривает его. Слова //Евсевия//: Не тот клеветник, кто говорит о ком либо худо в oтcyтствиe его, скорбя о его злонравии, но тот, кто с охотою и удовольствием говорит о нем худо. Святого //Дорофея//: Между осуждением, уничижением и оговариванием есть различие. Оговаривать значит говорить против кого либо, например, что он солгал, разгневался или пал в любодейство, и тому подобное: ибо он в страсти оговорил брата в таком гpеxе. Осудить значит сказать, что такой-то лжец, прелюбодей, гневлив, ибо вот он осудил самую расположенность души его и произнес о всей жизни его, сказывая, что он таков. Ибо иное дело сказать: разгневался, и другое: он гневлив. А уничижить, значит гнушаться ближним и отвращаться от него, как от некоторой мерзости, что пагубнее самого осуждения. //Златоустого//: Не станем же ни говорить худо, ни приклонять слуха к говорящим. Ибо суетного, говорит, слуха не принимай. Не сказал: не верь, но и не принимай. Потому то и пророк говорит: я изгонял клевещущего. Не сказал: я не верил, или не принимал того, что было говорено, но и, как врага, отражал. Скажи клевещущему: хочешь хвалить кого? я открою слух, чтобы принять миро. А если хочешь говорить худо, то я загражду вход для слов; ибо не могу принимать навоз и грязь. //Божественного Максима//: Загради уста клевещущему в слух твой, дабы вместе с ним не сделать тебе двойного греха, когда будешь и себя приучать к пагубной страсти и не пресекать болтливость его против ближнего. Не дай слуха твоего языку клеветника, ни языка слуху любящего охуждения, охотно говоря, или слушая речи на ближнего, дабы не отпасть от любви и не сделаться чуждым жизни вечной. //Великого Василия//: И оговаривающий брата, и терпящий оговаривающего—оба заслуживают отлучения. //Кирилла//: Кто оговаривает пред нами другого, тот не удержится от оговаривания и нас пред другими. Посему такого человека, как общего врага, должно по всей справедливости отгонять, как подражателя райского дракона, который, оговорив Бога, обманул Еву. (С) **гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях** Гордым оком называет гордого человека—частью целого; а равно и ненасытимым сердцем именует ненасытимого человека и любостяжателя. С сим то, говорит, гордым и любостяжателем я даже не ел. Слова //Кирилла//: Премного у нас страстей душевных; но одна из них самая нелепая и несносная для всех, которой и Бог противится, есть гордость, которая в сотовариществе своем имеет и сестру— любостяжание, т. е. ненасытимое желание иметь более. Обе они суть пропасть для душ и двери к погибели и достойны непрестанного пламени. Кто не убегает гордого? Кто не удаляется от того, кто ненасытимою рукою собирает денежные доходы и обижает многих? //Исихия//: Я не вступал, говорит, с ними в договор содружества; так как трапеза большею частью принимается за залог любви. К чему прилично присоединил ненасытимого по сердцу, т. е. любостяжателя и гордого; потому что никто не может иметь их друзьями; ибо гордый и любостяжатель любит (есть друг) только самого себя. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** **Гордым оком**, точнее очами; быть гордыми глазами, т.е. высоко подымать их, с презрением смотреть на других. **Несытый сердцем** – сердце коего так широко, что ничем не может быть наполнено, который не довольствуется никакими почестями, никаким богатством и т. д. **С сим не ядях** – с таким не вступал в близкое общение, в дружбу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** См. Толкование на [[old:ps:100:04#lopuxin_ap|Пс. 100:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях** См. Толкование на [[old:ps:100:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 100:3]] [<10>]