[<10>] ====== Толкования на Пс. 101:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях** **Зане пепел яко хлеб ядях .** Указывает или на бедствия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу. См. также Толкование на [[old:ps:101:09#svt_afanasij_velikij|Пс. 101:9]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях** Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: //"будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру"// [[old:ps:079:06|(ст. 6)]]. Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. //**Беседа на псалом 101.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-11 **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях, от лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси** **«Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях, От лица гнева Твоего и ярости Твоея».** Тоже сказано и в семдесят девятом псалме: //«напитаеши нас хлебомь слезным, и напоиши нас слезами в меру»// ([[old:ps:079::06|Пс.79:6]]): а сим Пророк дает видеть чрезмерность скорби. Ибо, если время принятия пищи исполнено скорби, тем паче не свободно от нея всякое другое время. Обуреваюсь же сими бедствиями, говорит Пророк, потому что Ты, Владыка, подвиг на меня гнев. **«Яко вознес низвергл мя еси».** Показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно низринул. Ибо в выражении: //«низвергл еси»//, образ речи заимствован от подымающих что-либо в высоту и ударяющих о землю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Зане пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях** Если, говорит, я и воспоминал о пище, то я посыпал хлеб свой пеплом, то есть, золою, и воду, которую пил, смешивал с воплями и слезами. Так я делал в чрезвычайных несчастиях своих, и не мог принимать пищу без печали. Или можно понимать так: что я вместо хлеба употреблял пепел и питие мое смешивал с слезами и тогда пил. А это когда делал Давид? Когда все прочие, употребляя пищу, веселились и радовались. Тогда он, лежа ниц, и приложив уста к земли, дыханием своим втягивал в себя пыль, которую и растворял слезами. А сими словами Давид изображает, что жизнь его, которую он проводил, была прискорбна; мы замечали многократно, что союз: ибо, иногда значит причину, иногда утверждение, а иногда излишество и повествование, как и здесь. Другой говорит: Находившиеся в чрезвычайных бедствиях имели обыкновение при воспоминании о пище посыпать хлеб пеплом и пить воду со слезами, не позволяя себе даже употребления пищи без печали. Так, говорит, поступал и я; а говоря сие, Давид усвояет себе то, что случилось с народом и местом Иерусалимским. //Феодорит//: С сим согласно и то, что сказано в [[old:ps:079:06|79]]-м псалме: напитаешь нас хлебом слезным, и напоишь нас слезами мерою, и сим изображает чрезмерность скорби. Ибо если и время употребления пищи было исполнено скорбью; то другое время и вовсе не было свободно от нее. Сими бедствиями я был, говорит, потопляем, Владыка, потому что Ты прогневался на меня. //Севира//: Даже и время покоя не проводил без блаженного и богоугодного плача. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях** Поводом к такому посмеянию служит бедственное положение, зависящее от Его гнева, последовавшее после счастливых обстоятельств. **Пепел** и пр. – образ печали, потом несчастия вызвавшего траур, посыпание головы пеплом, в знак печали; смысл: скорбь и несчастия – мой ежедневный хлеб, так для меня в обыкновении, как есть хлеб. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях, от лица гнева твоего и ярости твоея: яко вознес низвергл мя еси** Есть хлеб, растворенный слезами, значит всегда быть в угнетенном настроении. - //"Вознес меня и низверг меня"//. Когда-то еврейский народ, пользуясь покровительством ему Господа, достиг необычайного величия среди народов Востока, теперь же его положение - полно унижения. Можно видеть в этом выражении и такое сравнение: насланные Господом на евреев бедствия были вихрем, который крутил их и вертел, а потом разбросал по всему Востоку, как разбрасывается пыль. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–12 **Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях, от лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох** За нечестие и развращение Господь Бог предал иудейский народ в руки врагов его, которые, отведя его в Вавилон, ругались над ним, проклинали и всячески поносили его. Претерпевая такую горестную участь и притеснения со стороны врагов своих, люди //забывали о хлебе// [[old:ps:101:05|(ст. 5)]] и нередко, вместо хлеба, ели пепел, vim такой хлеб, который смешан был с пеплом, золой или пылью: в горечи души своей, при горьких слезах, они не могли различать между хлебом, который нужно было принять в пищу, и **пеплом**, которым посыпан был этот хлеб. От чрезмерной скорби и печали они проливали слезы **плача**, и эти слезы смешивались с питием, которое они употребляли (**питие мое с плачем растворях**), и при этом они ясно сознавали, что все это они претерпевают вследствие гнева Божия за грех их (**от лица гнева Твоего и ярости Твоея**). Вместе с тем они хорошо сознавали и то, каких милостей и благодеяний Божиих они лишились, когда Господь Бог, вознесши их на высоту благополучия, решил наказать и извергнуть их из своего отечества (**яко вознес низвергл мя еси**), когда определил удалить их от Сиона и извергнуть из Иерусалима. Чрезвычайную горечь такой жизни своего народа приравнивая мысленно к прежней благополучной жизни его в своем отечестве, пророк туг же делает сравнение ее сначала с **тенью**, которая **уклоняется** к западу и наводит тьму, а потом с высохшим **сеном**. Благополучные дни нашей жизни, говорит он, прошли, как **тень** (**дние мои яко сень уклонишася**), и закончились ночною темнотой, и сами мы от злосчастной жизни своей сделались как **иссохшее сено**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]