[<10>] ====== Толкования на Пс. 101:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** **Да напишется это в род ин.** Или молитва, заключающаяся в псалме, или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передастся иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова. **И людие зиждемии восхвалят Господа.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** Заклю­ченная в псалме молитва и пророчественное обетование о язычниках, как бы запечатленное на столбе, даны иудеям с тем, чтобы они сохранили их для нового народа и для времени Христова, когда соз­даны были народы по вере, о чем блаженный Павел говорит: //"кто во Христе, тот новая тварь"// [[new:2kor:05:17|(2Кор.5:17)]]. И сам божественный Давид в двадцать первом псалме сказал: //"возвестит Господу род грядущий, и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь"// [[old:ps:021:31|(Пс.21:31,32)]]. Во Христе двое, народ из языков и от обрезания, созидаются в одного нового человека. Создание здесь означает перемену, но не творение, как и в словах: //"сердце чистое создай во мне"// [[old:ps:050:12|(Пс.50:12)]], и: //"Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони"// [[old:pr:08:22|(Прит.8:22)]]. Впрочем, не просто создано го­ворящее лицо, но как начало путей Божиих в дела Его; а быть созданным в качестве начала чего-нибудь означает (уже) состояние, а не (просто) перемену. Итак, созидаемый таким образом народ восхва­лит Господа, придя к познанию единого Бога. Если бы псалмопе­вец имел в виду творение, он не сказал бы: //"создай"//, но //"соз­данное"//, потому что можно жить во время изменения, а во время тво­рения – жизни еще нет. Таким образом народ, научаемый и ста­рому и новому, возносит подобающую песнь Спасителю Богу. **//Беседа на псалом 101.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** Сие же благодеяние предадим навсегда письмени, чтобы будущия поколения познавали Твое человеколюбие. //«Людьми»// же //«зиждемыми»// Пророк называет народ собранный из язычников, о котором и блаженный Павел говорит: //«аще кто во Христе, нова тварь»// ([[new:2kor:05:17|2Кор.5:17]]), и сам божественный Давид в псалме двадцать первом сказал: //«возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь»// ([[old:ps:021:30|Пс.21:30–31]]). Сей-то народ, изучая и ветхое и новое, возсылает Спасителю Богу подобающее песнопение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** Сия-то, говорит, молитва, т. е. настоящий псалом, по словам //Аполлинария//, над которою и надпись сделана: молитва нищему, она, говорю, да будет предназначена и передана другому роду, т. е. по изъяснении //Кирилла//, народу христианскому, потому что древний иудейский народ не уверовал в содержащиеся в ней пророчества о Христе, а новый христианский народ уверует и будет хвалить Христа. Он-то, по //Феодориту//, есть тот созидаемый народ, о котором говорит Павел: кто во Христе, нова тварь [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5,17)]]. Не сказал: созданные, но: зиждемии, потому что до скончания миpa будут созидаться и умножаться верующие во Христа; где под созиданием разумей не осуществление, но изменение к лучшему—от нечестия в благочестие и от порочности в благонравие. //Феодорита//: Сие благодеяние напишем для всегдашней памяти, чтоб и потомки знали о семь твоем человеколюбии. //Исихия//: Она; кто? Гора Сион; роду другому—из язычников. Ибо поскольку иудеи не благоволили к ней, так как не приняли совершившейся на ней тайны; то справедливо написано, что она матерь народов, к чему идет и прибавление. Ибо народ из язычников создан в другое родоначалие, как принявший возрождение в купели, ибо божественное Писание обыкновенно называет такое обновление твари, о чем свидетельствует и Павел, говоря о Христе: дабы из двух создать в себе одного нового человека, примиряя их между собою. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** В самом Израиле Бог будет прославляем грядущими поколениями, для которых записываются великие дела милости над Сионом; Он будет прославляем, так как милостиво принял к Себе пленных, дабы они могли прославлять Его на Сионе, пред всеми народами и князьями, которые тогда (в мессианское время) присоединятся для богослужения Иегове. **Да напишется сие**, – что Бог по [[old:ps:101:17|ст. 17]][[old:ps:101:18|-18]] сделает (сделал) Израилю, запишется для потомства. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа** См. Толкование на [[old:ps:101:17#lopuxin_ap|Пс. 101:17]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–23 **Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа: яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных: возвестити в Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме, внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви** Пророк выражает желание, чтобы высказанное им было записано для назидания будущих поколений (**да напишется сие в род ин**), т.е. и покаянная молитва нищего о помиловании, и жалоба его на притеснения со стороны врагов, и сравнения жизни его с дымом, с посохшей травой, с пустынной уединяющейся птицей, и жалобные воспоминания нищего о камнях и развалинах иерусалимских, о счастливых днях его прежней жизни и о бедствиях последнего времени, – все это, говорит пророк, пусть будет** написано**, чтобы и будущие роды и поколения людей, прочитывая описанное, могли сами убедиться в том, что предсказанное вперед за многие столетия и тысячелетия пророками, исполнилось, и они – эти будущие поколения, – получая чрез это духовно-нравственное назидание (**людие зиждемии**), проникаясь верою и страхом Божиим, прославляли могущество и Благость Божию (**восхвалят Господа**). Так можно понимать и изъяснять изречения 19-го стиха в буквальном смысле. Но можно и более основательно понимать и толковать их как пророчество о Царстве Христа, в которое призваны разные народы, которые представляют из себя **род ин**. По словам св. апостола Павла, род сей есть «//новая тварь//» [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]], или, по другим словам того же апостола, все мы, верующие во Христа, составляем «//Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела и бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, устрояемся в жилище Божие Духом//» [[new:ef:02:10|(Еф. 2:10]], [[new:ef:02:20|20]], [[new:ef:02:22|22)]]. Все мы, таким образом, – не что иное, как **людие зиждемии**, т.е. представляющие из себя людей, которые созидаются и будут созидаться до скончания мира верою во Христа и благочестием и которым принадлежит честь славить Бога (**восхвалять Господа**). Как освобожденные от плена, так и новосозданная в христианской Церкви **тварь**, имеют много причин на то, чтобы восхвалять Господа. В дальнейших изречениях молитва нищего и пророческое предвидение пришествия Христова и Его явления в мире как бы сплетаются в устах пророка в одну речь, так что он говорит о том и о другом вместе. Когда Господь Бог услышал моление нищего, тогда Он **приникнул** с святой **высоты Своей** и милостиво **воззрел** с небес на землю, чтобы услышать стоны узника (**услышати воздыхание окованных**) и **разрешить сынов смерти**, т.е. чтобы пленные иудеи (**находящиеся в узах**), как говорит блж. Феодорит, «возвратились на место умерщвленных» [3, с. 481]. «А кто сии окованные, – говорит св. Афанасий, – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленицами греха?.. А **сыны умерщвленных** суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих» [3. с. 326]. Так и потом, при вочеловечении Своем, Господь **приниче с высоты святыя Своея**, как бы наклонился, приклонил небеса, чтобы **посмотреть на землю**. Таким образом выражается Божественное сошествие на землю Сына Божия: «Царь Небесный на земли явися и с человеки поживе, от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый...» (Догматик, гласа 8). Сын Божий сошел на землю, чтобы услышать стон праведников, стенавших о людях, связанных пленицами, или узами, грехов своих и освободить от оков греха, или рабства диавольского, **сынов умерщвленных**, т.е. погибавших от грехов своих. И кроме того, говорит пророк, Сын Божий и Царь Небесный явился на земле для того еще, чтобы возвестить на горе Сион имя Господне, имя Бога Отца Своего, т.е. что Он есть Отец Единородного Сына Своего, Бога, явльшегося во плоти, и чтобы все люди могли получить чрез Него «//жизнь вечную//», которая состоит в том, «//чтобы познали Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа//». «//Я открыл,// – говорит Иисус Христос, –// имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира//» [[new:in:17:03|(Ин. 17:3]], [[new:in:17:06|6)]]. Господь Иисус Христос открыл, или возвестил, верующим в Сионе (в Церкви) имя Бога Отца и **хвалу Его во Иерусалиме, внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви**. Последними словами указывается на время проповеди Евангелия народам, уверовавшим этой проповеди, когда они собирались (**собратися людем вкупе и царем**) вместе с царями работать Ему как Господу по Божеству. Фактического собирания народов, вместе с царями в Иерусалиме, историческая наука в буквальном смысле не представляет. И потому нужно иметь в виду то, что здесь в словах: **люди, собравшиеся вкупе с царями**, – выражено абстрактно понятие о Церкви как собрании всех людей, вместе и с **царями**, для служения Богу, и под царями разумеются здесь апостолы, не только потому, что они царствовали над страстями и имели власть над демонами, но и потому, что они после были удостоены больших почестей, нежели самые цари, как и сказано о них в псалме [[old:ps:044:17|44, стихе 17]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]