[<10>] ====== Толкования на Пс. 101:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви** **Внегда собратися людем вкупе.** Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-25 **внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его: умаление дний моих возвести ми: не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя** **"В (полной) силе своей"** называет пришествие Его на землю, когда Он пришел для того, чтобы связать сильного. (Про­рок) желал знать, не продолжится ли его жизнь до тех дней, когда должен явиться на земле вочеловечившийся Единородный Сын, по­тому что (говорит он) в настоящее время, когда я пророчествую и предвижу то, что имеет быть, мне кажется, что мои дни (продол­жаются) наравне с Божиими; мне остается только самому увидеть исполнение того, что я пророчествую; если я достигну этого, я буду считать жизнь свою совершенной. Если же мое желание не оправдается, то я подобен тем, которые безвременно покидают жизнь в средине дней своих. И мне кажется, в виду этих именно слов пророков, Господь наш сказал: //"многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали"// [[new:mf:13:17|(Мф.13:17)]]. **"В роде родов лета Твои".** Опять обращает Свою речь к Господу. Лета Его плотской жизни для всех поколений являются образцом совершенной в полном смысле жизни, почему и Павел, желая указать, что нужно считать совершенством, говорил: //"доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова"// [[new:ef:04:13|(Еф.4:13)]]. **//Беседа на псалом 101.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 23-25 **Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви. Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми: Не возведи мене в преполовение дней моих** Когда сподобимся возвратиться, говорит Пророк, и соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе; тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость, даровать нам приложение лет и не предавать смерти в преполовение дней наших. //«Путем»// же //«крепости»// Пророк называет самое возвращение, дарованное крепостию Божиею. **В роде родов лета Твоя** Ибо Ты имеешь безпредельное бытие, и Тебе не трудно и других соделать долговечными. ===== Евфимий Зигабен ===== **Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви** Тогда, говорит, Сын возвещал имя и хвалу Отца, когда уверовавшие народы собирались вместе работать Ему, как Господу, по Божеству. Ибо посреди, говорит, церкви воспою Тебя [[old:ps:021:23|(Пc. 21,23)]]. Царями здесь называет Апостолов не только потому, что они царствовали над страстями и имели власть на демонов, но и потому что после были почтены более нежели цари, как от всей вселенной, так и от самих сих царей; почему и сказано в [[old:ps:044:17|44]]-м псалме о них: поставиши их начальствующими по всей земли. Посему и царь Константин, сын великого Константина, построил в Константинополе знаменитый храм во имя и честь Св. Апостолов, куда принес из различных мест, и где положил как сокровища честные мощи многих Апостолов, а в притворе храма сего положил для великой чести мощи великого Константина, своего отца, как пишет божественный //Златоуст//; и первый и великий христианский царь сделался некоторым образом привратником и стражем храма рыболовов Апостолов. Собственные слова божественного отца сего суть следующие: Сей, который был облечен в багряницу (т. е. царь), приходить лобызать гробы их (святых) и, отложив гордость, стоит на молитве ко святым, чтоб они были ходатаями о нем пред Богом, и носивший венец (царь) имел нужду в предстательстве скинотворца и рыбаря, хотя и скончавшихся. Итак, посмеешь ли, скажи мне, самого Владыку назвать мертвым, когда рабы Его, притом скончавшиеся, суть предстатели вселенских царей?.. Ибо и тем самым думал воздать великому Константину великую честь сын его (Константин), когда он будет положен в преддверии (храма) рыбарей. И что в царских домах значат у царей привратники; то у сих рыбарей при гробах их цари. И первые, как владыки занимают внутреннюю часть места; а (последние)—цари, как поселившиеся при них и соседственные, довольны и тем, что для них назначена передняя дверь (Бесед. 17 на 2-е посл. к Коринф.). ===== Лопухин А.П. ===== **внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви** См. Толкование на [[old:ps:101:17#lopuxin_ap|Пс. 101:17]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви** См. Толкование на [[old:ps:101:19#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 101:19]] [<10>]