[<10>] ====== Толкования на Пс. 101:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится** **Сынове раб Твоих вселятся.** Когда небеса свиются и тварь обновится, тогда в вечных селениях будут **сынове раб Твоих.** А это суть увеpoвавшие чрез святых Апостолов Его. **И семя их во век исправится.** Семя святых Апостолов — евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится** Вместо **"исправится"**, Симмах поставил – //"пребудет"//. Это означает, что, освободившись от рабства, они по­селятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. **"Сыны рабов Твоих"** – нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, по­тому что в этом именно смысле называются некоторые сынами про­роков, т.е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол гово­рит: //"до времени пришествия семени, к которому относится обетование"// [[new:gal:03:19|(Гал.3:19)]], и: //"Аврааму даны были обетования и семени его. //Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном:// и семени твоему, которое есть Христос"// [[new:gal:03:16|(ст. 16)]]. Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: //"ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную"// [[new:in:06:54|(Ин.6:54)]], в Самом Христе Господе нашем, Ко­торому слава во веки веков. Аминь. **//Беседа на псалом 101.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится** //Симмах// же перевел: пребудет. Сие значит, что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет во век. О сем-то семени божественный Апостол сказал: //«дондеже приидет Семя, Ему же обетовася»// ([[new:gal:03:19|Гал.3:19]]); и:// «Аврааму речени быша обеты, и семени его: не глаголет же, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос»// ([[new:gal:03:16|Гал.3:16]]). Семя сие пребудет во век; потому, что, соединившись с Богом-Словом, имеет негибнущее бытие, и дарует жизнь верующим, по слову самого Господа: //«ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, жив будет во веки»// ([[new:in:06:56|Ин.6:56]], [[new:in:06:58|58]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится** **Сынове раб Твоих вселятся** Рабами Давид называет Апостолов, о которых сказал выше, что рабы твои благоволят к камням его. Сыны Апостолов суть все христиане, рожденные от Апостолов чрез Евангелие, т. е. сыны, по наставлению и по подобию в истинах веры и в жизни, как говорит //Дидим//. Сии-то, говорит, христиане поселятся на Сионе, т. е. в церкви, помилованной Тобою, Господи! **И семя их во век исправится** Семя, говорит, Апостолов, или сынов Апостольских, т. е. христиан; так как семя здесь не разумеется плотское, но преемствующее и наследствующее благочестие и добродетель. Сие то, говорит, семя управится благоуспешно: потому что врата ада не преодолеют христианской церкви, как сказал Господь. //Евсевий//, кажется, думает, что сыны рабов Христа будут обитать на небесах, когда обновятся и изменятся в лучшее, и семя их управится во век. //Афанасий// под семенем апостолов разумеет евангельскую проповедь, которая пребывает во век. //Феодорита//: Под семенем разумеет Христа, поскольку Он есть семя прародителей, о котором сказал Павел: не сказано: и потомкам, как бы многим, но как одному: и семени твоему, которое есть Христос [[new:gal:03:16|(Гал.3,16)]]; и сие семя пребывает во век. Ибо быв соединено с Богом—Словом имеет бытие бессмертное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится** Конечно, Он исполнит это, мы будем освобождены, и наше потомство будет всегда населять св. землю. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится** Будущая, послепленная жизнь рисуется писателю в чертах осуществления того идеального назначения, к которому призывался пророками еврейский народ. - //"Семя их// (рабов Твоих) //утвердится пред лицем Твоим"// - будет твердо веровать в Тебя, неуклонно исполнять Твои заповеди, а потому и постоянно пользоваться Твоим благоволением. История жизни еврейского народа показывает, что он уклонился от своего идеального назначения, и слава, ожидаемая для него писателем псалма, перешла к новому Израилю, - христианам. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится** О **рабах Божиих** говорится только в [[old:ps:101:15|15-м]] стихе сего псалма, и под ними разумеются находившиеся в плену иудеи. В настоящем, и последнем, стихе пророк говорит о сынах, или потомках, тех рабов, т.е. бывших в вавилонском плену иудеев. А так как во всем псалме возносится моление к Богу о восстановлении Сиона и Иерусалима, т.е. об устроении Церкви Христовой, то под именем **сынов**, которые будут населять (землю), нужно разуметь тех верующих во имя Его, Христа Бога нашего, которым «Он дал власть быть чадами Божиими», которые духовно «//от Бога родились и все приняли благодать на благодать//» [[new:in:01:12|(Ин. 1:12–13]], [[new:in:01:16|16)]]. «И семя их утвердится пред Тобою» (по пер. с евр.). Под этим **семенем** св. отцы разумеют людей, уверовавших через проповедь св. апостолов. «Семя св. апостолов, – говорит св. Афанасий Александрийский, – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» [3, с. 327] как Божественная истина, возвещенная и утвержденная Самим Христом. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]