[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду** //Содержание:// Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресения. **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его** **Благослови душе моя Господа.** Сам себя возбуждает к песнопению, в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им небесное царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому, предлагаемое песнопение приличествует всем. **И вся внутренняя моя имя святое Его.** Словом же //«внутренняя»// дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его** Считают, что этот псалом и по самому содержанию своему служит продолжением предыдущего. Там плененные в Вавилоне, оплакивая свои несчастья, умоляли Бога о возвращении. А здесь, полу­чив то, о чем просили, они будто бы восхваляют Благодетеля. Но я думаю, что эта хвалебная песнь назначается для всех вообще лю­дей, избавившихся от более тяжкого рабства и удостоенных боль­шей свободы. И разбор содержания псалма покажет, что это значе­ние больше соответствует истине, чем первое. Душа занимает средину: с одной стороны, тело склоняет ее к удовольствиям, с другой – дух влечет к Богу, побуждая благословлять Его, т.е. проповедовать Его и прославлять всегда. Об этих трех вспоминал и Павел: //«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится»// [[new:1sol:05:23|(1Фес.5:23)]]. Здесь разумеется дух че­ловека, который в нем, и о котором в другом месте говорит (апостол): //«стану молиться духом, стану молиться и умом»// [[new:1kor:14:15|(1Кор.14:15)]]. Пом­нит и Моисей, во-первых, о теле: //«и создал Господь Бог человека из праха земного»// [[old:gen:02:07|(Быт.2:7)]], во-вторых, о душе: //«сотворим человека по образу Нашему»// [[old:gen:01:26|(Быт.1:26)]], и, в-третьих, о духе: //«и вдунул в лице его дыхание жизни»// [[old:gen:02:07|(Быт.2:7)]]. Все душевные силы пригла­шает дух благословлять Бога, – каковы: сила мысли, разума, гнева, желания, представления, воображения, чувства, о которых о всех во­обще сказал: **«внутренность»**. Подобно этому и Павел говорил о про­славлении Бога: //«едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»// [[new:1kor:10:31|(1Кор.10:31)]]. Итак, все, что внутри человека, возносит песнь Богу; но побуждаются действующие силы души выражать хвалу Богу и чрез органы тела. Некоторые относят душу, к духу, однако не в том смысле, что она одушевляет его, но что, наоборот, находится под его управлением. Силу разума он помещает «внутри» чело­века, подобно тому, как и Спаситель сказал, что царствие Божие внутри нас [[new:lk:17:21|(Лк.17:21)]]. И вообще душевные силы – в обычных и добрых своих отправлениях – относятся к внутреннему миру че­ловека, а о дурных проявлениях говорится, что они выходят из сфер внутреннего. Итак, эти-то душевные силы псалмопевец (под именем **«внутренность»**) побуждает воспевать Бога. Конечно, и всем людям следует говорить: **«благослови, душа моя, Господа»**. По чувству благодарности за божественные благодеяния они должны возбуждать себя к песнопению, чтобы воздать Благодетелю, чем могут. А петь всегда есть возможность, равно как и сохранять живую память о благодеяниях. (Поступающие так) и весь внутренний мир свой освящают, и всякое помышление обращают к прославлению Бога. Выражением **«внутренность моя»** псалмопевец указывает, конечно, и на мысли, и на чувства, и на все душевные движения. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его** Благодатное действие молитвы Иисусовой в преуспевшем христианине Давид изображает так: «**Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его**». Точно! При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду** Псалом сей, по-видимому, состоит в связи с предшествующим, и тогоже с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение; а здесь улучившие просимое песнословят Благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горькаго рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значение самых речений дает видеть, что последнее предположение вернее перваго. **Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его** Исполненные признательности к божественным милостям побуждают самих себя к песнопению, воздавая, чем только можно, Благодетелю. Всегда же возможно песнословить и сохранять в себе глубокое памятование благодеяний. И они посвящают всю внутренность, и всякий помысл устремляют к божественному песнопению; потому что словом: //«внутренняя»// Пророк назвал помыслы и все душевныя движения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его** Благодари, говорит, и хвали, и прославляй, душа моя, Господа, который оказывал тебе столь многая и великие благодеяния, и вы, все внутренности мои, прославляйте имя Господа, где внутренностями Давид называет (по словам //Феодорита//) душевные силы и воспоминания и мысли сердца; или и самые внутренности, или внутренние члены тела человеческого, ибо Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и святого имени Его, которое освящает славословящих Его. Слова //Дидима//: Хотя сложный человек не отличается от души и тела, ибо он сложен из них; но душа усвояется целому, как отличная от него; почему сложный человек здесь поощряет свою душу к благословению Господа. По //Евсевию//: Давид возбуждает самого себя к хвалению. Но может быть, по его же мыслям, душа берется за среднее нечто между телом и духом. И тело влечет душу вниз к своим похотям, низводя ее с известной высоты; и дух также влечет ее вверх, возводя ее на известную высоту к Богу, и убеждает благословить Его: поскольку, по словам //Феодорита//, чувствующие благодарность за благодеяния Божии возбуждают себя к песнопению, желая сколько возможно, воздавать благодетелю, а возможно петь всегда и носить благодеяния Его в свежей памяти везде. //Дидим// воздаяниями называет исчисляемые им ниже благодеяния, т. е. (называет Бога) очищающим, исцеляющим, избавляющим, венчающим и проч. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его** По надписанию, этот псалом произошел от Давида; так как он преимущественно изображает отношения Бога ко всему народу, то Давид мог написать его не для себя, собственно, например, в благодарность Богу за прощение греха с Вирсавией, или в благодарность за победу над враждебными соседями и т.п., но первоначально назначение его было богослужебное, и потому Давид имел в виду не одно какое-либо благодеяние, но все, какие Бог оказал ему и всему народу, однако так, что главное внимание его обращено на источник всех этих благодеяний, на милосердную любовь Божию. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Эти псалмы, равно как [[old:ps:018:start|18]] и [[old:ps:019:start|19]], [[old:ps:069:start|69]] и [[old:ps:070:start|70]] и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга. [[old:ps:102:start|102]] псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, [[old:ps:103:start|103]] же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над [[old:ps:103:start|103]] псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX. Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления. Ст. 1-5 **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.** //Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами// Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - //"Внутренность моя"// - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней (//"недуги"//), чем спасает от временной и вечной гибели (//"от могилы"//), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его** Псалом сей, согласно надписанию его, приписывается Давиду. Он представляет собою хвалебно-благодарственный гимн благочестивого раба Иеговы Своему Господу как премудрому и всеблагому Творцу и Промыслителю вселенной и преимущественному защитнику и покровителю народа Своего, Израиля. Сочувственное отношение к окружающей видимой природе и благоговейное созерцание бесконечного величия Божия в различных ее явлениях; еще большее удивление пред величественными явлениями премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств Божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и, в частности, в высоком совершенстве богодарованного ему Закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца; живое ощущение всегдашней близости своей к вездесущему Промыслителю и глубокое сознание своей крайней человеческой ограниченности, своего недостоинства и греховности пред Ним, успокаивающееся в чувстве полнейшей преданности Его святой воле и уповании на Его беспредельное милосердие: эти и другие подобные мысли и чувства, равно как самый образ выражения, дышащий силою и свежестью неподдельного одушевления лучших времен священной поэзии, – все это вполне идет к Давиду и встречается во многих других псалмах, принадлежность которых ему доказана. **Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его** Святой псалмопевец обращается здесь к **душе** своей и призывает ее благословить всещедрого Господа Бога, повторяя неоднократно это призывание души своей и побуждая, чтобы благодарила и благословляла не одна только душа, но чтобы и **вся внутренняя**, т.е. все способности и силы души, все помышления и все чувствования славословили и прославляли святое имя Господне. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]