[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его** **Благослови душе моя Господа.** Продолжает убеждать себя к песнословию, зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния; потому что, кто памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это. **И не забывай всех воздаяний Его;** потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его** Опять душа наставляется не ослабевать, отогнать тень забвения и возобновить в памяти благодея­ния, потому что кто только помнит божественные благодеяния, тот не перестанет воспевать Его. **«Воздаяния»** – Симмах так и перевел: //«благодеяния»//. Далее, перечисляет эти благодеяния в отдельности. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его** Душа поучается снова, как возбудить себя, разсеять облако забвения, и возобновить в себе памятование Божиих благодеяний. Слово: //«воздаяния» Симмах// перевел: //благодеяния//. Потом Пророк исчисляет в подробности сии благодеяния. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех** (никаких)** воздаяний Его** И здесь говорит царе-пророк: благослови, душа моя, Господа, чтобы чрез повторение сие тем более возбудить христиан к прославлению Бога. Не забывай, говорит, душа моя, тех воздаяний, т. е. благодеяний оказанных тебе Богом, как перевел и //Симмах//: ибо, получив от Бога блага или благодеяния, мы непослушанием своим воздали Ему злом. Но Бог опять не воздал нам наказанием и должным истязанием. В следующих словах Давид исчисляет самые воздаяния и благодеяния сии. ===== Лопухин А.П. ===== **благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его** См. Толкование на [[old:ps:102:01#lopuxin_ap|Пс. 102:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–5 **Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя** Еще раз напоминая о **благословении** и благодарении, пророк говорит, чтобы **душа его не забывала** тех милостей и благодеяний, какие ежедневно и ежечасно, притом же незаслуженно, она получает от Бога. За грехи свои, которыми, говорит, ты прогневляешь Бога, постоянно нарушая закон Его, ты заслуживаешь не милости и благодеяния, а одни только наказания, но Господь Бог, по неизреченному милосердию Своему, «прощает все неправды твои, исцеляет все немощи твои» (по пер. с евр.); избавляя тебя от этих наказаний, посылает тебе различные блага, каковые пророк и называет здесь **воздаяниями**, потому что они являются для нас сугубою благодатию, изливаемою на нас не по заслугам, а единственно по благости Божией, как говорит Господь Иисус Христос в Святом Евангелии: «//Яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя//» [[new:lk:06:35|(Лк. 6:35)]]. Далее пророк перечисляет те самые милости и благодеяния, какие душа наша получает от Господа. **Благослови, говорит, душа моя, Господа** и за то, что он прощает и **очищает беззакония** и грехи твои и не наказывает за них, если ты раскаиваешься в них; **благослови** и за то, что Он **исцеляет все душевныя и телесныя немощи твои**, когда ты с верою и искренно просишь его об этом; и за то, что Он избавляет тебя от всякого **душевного и телесного тления** и бедствия, что Он **дарует** тебе во время всеобщего воскресения нетленную жизнь; благодари также и за то, что Он увенчает тебя **милостию и щедротами**, – так как никто не оправдывается и не увенчивается за одни свои добродетели, ибо «//у Господа милость, и многое у Него избавление//» [[old:ps:129:06|(Пс. 129:6)]], и Он один спасает и раздает венцы нетления. Благослови и благодари и за то, что Он щедро **восполняет** нужды и **желания твои**, касающиеся разных благ духовных и телесных, и что при помощи Его **обновляется**, как у птицы орла, юность твоя, т.е. силы и здоровье твое продолжают быть крепкими и цветущими, как у юноши. Здесь псалмопевец указывает на то, что орел в начале весны теряет свои перья, или линяет, и после того является с новою силою и живостью, и старость его принимает вид молодости, обновляется. Впрочем, отцы Церкви разумеют здесь духовное, благодатное обновление человека. Св. Афанасий, при объяснении сего псаломского изречения, говорит: «Господь Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлюю. Сим Давид указует нам о даровании воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние» [3, с. 328]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]