[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы** **Яко Той позна создание наше.** Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы** Знает Создатель немощь нашей при­роды; знает и из чего мы созданы, и во что обращаемся. Как обыкновенно бывает при просьбах, выставляют на вид то, что есть в нас худшего. Конечно, не всецело мы прах, есть в нас и образ Божий и подобие. Но прах означает здесь нашу немощь, вызывающую на сожаление. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы** Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы** Здесь Давид показывает причину, по которой Бог, как человеколюбивый Отец, сострадателен к боящимся Его: потому, говорит, Бог терпит и оказывает человеколюбие, что знает немощь здания или устройства человеческого, что изъясняет (Давид) И другим, яснейшим выражением: помнит Бог, что мы созданы из праха, т. е. из слабейшей земной пыли, иначе сказать, что мы созданы слабыми, почему и сожалеет о нас, где глаголы: позна и помяну означают одно и то же—знание Его. И это относится к свойству еврейского языка, что употребляет сии глаголы в таком значении. Слова //Кирилла//: Как свое творение и как дело рук своих, Бог ущедрил человека; ущедрил как знающий, что невозможно столь слабым людям и ведущим жизнь в плоти и крови вовсе не падать в некоторые неприличные дела, почему Судия не строго взыскивает, но снисходит к прошению по врожденной своей благости. //Феодорита//: Знал Творец немощь нашей природы, знал, из чего мы созданы, и во что опять обратимся. //Исихия//: По справедливости, говорит, Он милостив к нам, ибо знал немощь творения своего, каковы мы, во 1-х как Сам же создал нас, потом как воплотился и сделался подобным нам человеком; почему и Павел сказал: ибо как Он сам претерпел искушения, то может помогать и искушенным [[new:evr:02:18| (Евр. 2,18)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы** Да и как мог бы Бог не прощать нас и не оказывать нам помощи, когда Он знает слабость и беспомощность нашу. Здесь, кажется, изображается не столько нравственное развращение, сколько физическая слабость; если бы Бог не брал ее во внимание, Он всегда наказывал бы со всею строгостью, не прощал бы; при всей милости Божией мы живем короткое время, подобно быстро вянущему полевому цветку; что же было бы, если бы Бог открыл весь Свой гнев? – **Персть**, из которой мы созданы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-19 **Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает** Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер (//"пройдет ветер"//) - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его** См. Толкование на [[old:ps:102:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 102:13]] [<10>]