[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает** **Господь на небеси уготова престол Свой.** Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем. **И царство Его всеми обладает**. Сказано же: **всеми обладает,** а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А потому, небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными. **//Толкование на псалмы.//** ---- Сказано: **«Господь на небеси уготова престол Свой»**. Иное значит: //«небо Мне престол»// [[new:act:07:49|(Деян. 7, 49)]], и иное: уготовать престол на небе, как бы в некоем месте. Много потребовалось бы говорить об этом к объяснению настоящего места; по крайней мере, упоминаемые престолы выражают покорность всей твари. Это же предварительно заметили мы об изречении: //«седи одесную Мене»// [[new:evr:01:13|(Евр. 1, 13)]], в удостоверение, что сказано оно о Господнем теле. Ибо, если //«небо и землю Аз наполняю»//, глаголет Господь, как сказано у Иеремии [[old:ier:23:24|(Иер. 23, 24)]], и всё в Себе содержит Бог, а Сам ничем не содержится, то на каком восседает Он престоле? Поэтому телу говорит Бог: //«седи одесную Мене»//. Ему и врагами стали дьявол с лукавыми силами, также иудеи и эллины, воспротивившиеся Христовой проповеди. Чрез сие – то тело сделался и наименован Господь Святителем и Посланником в таинстве, которое преподал нам, говоря: //сие есть тело Мое, за вас предаваемое, и кровь //новаго, а не ветхого завета//, за вас изливаемая// [[new:mf:26:26|(Матф. 26, 26–28)]]. Божество не имеет ни тела, ни крови; виновником же сего соделался Человек от Марии, Которого понесло на Себе Божество. О Нем говорили апостолы: //«Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас»// [[new:act:02:22|(Деян. 2, 22)]]. Град Назарет именуют земной, а не небесный; и Его мужем, а не Богом называют, обращаясь к иудеям и к тем, которые с того времени и доныне, подобно иудеям, мудрствуют по плоти. И апостолы говорили, и Сам Господь ответствовал о Себе как о человеке, говоря: //«что ищете Мене убити, человека, Иже истину вам глаголах»// [[new:in:08:40|(Иоан. 8, 40)]]? Не сказал: ищете убить Меня, Бога, потому что Бог, бесстрастный и бессмертный, в бездействие приводит смерть, животворит же мертвых, говоря: //«Аз есмь... живот»// [[new:in:14:06|(Иоан. 14, 6)]]. Но когда обращает речь к Филиппу, который с верою приемлет слышимое, тогда и его, и прочих апостолов, и всех, подобно им способных понимать духовно, научает: //«видевый Мене, виде Отца»// [[new:in:14:09|(Иоан. 14, 9)]]; //«Аз и Отец едино есма»// [[new:in:10:30|(Иоан. 10, 30)]], и: //«Аз во Отце и Отец во Мне»// [[new:in:14:10|(Иоан. 14, 10)]]. **//Слово пространнейшее о вере.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает** Сказано, что Он **«обладает всеми»**, а не //«царствует»//, потому что не все достойны Его царства. Поэтому, проводящим еван­гельскую жизнь Спаситель обещал небесное царство, но как Господь Он обладает и недостойными. Напоминают эти слова и сказанное в другом псалме: //«Господь Бог наш,... на высоте живущий и на смиренных взирающий»// [[old:ps:112:05|(Пс.112:5–6)]]. И здесь пророческое слово научает нас, что на небе имеет престол Господь всех, но наблюдает за созданием и управ­ляет им, как Творец, Царь и Владыка. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает** Сие сходно с сказанным в другом псалме: //«на высоких живый, и на смиренныя призираяй»// ([[old:ps:112:05|Пс.112:5–6]]). Ибо и здесь пророческое слово научает нас, что Господь всяческих, хотя имеет престол на небе, но, как Создатель, Царь и владыка всего, назирает над тварию и правит ею. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь на небеси уготова престол свой; и царство Его всеми обладает** Господь, говорит, уготовал, т. е. утвердил престол свой на небе. Посему желающие предстать престолу Его должны мыслить о небесном. Сии слова изъясняет и высота престола и царства Божия. При этом смотри и изъяснение слов: живущий на небесах посмеется им [[old:ps:002:04|(Пс.2,4)]]. Сии слова, по //Феодориту//, имеют сходство с следующими: на высоких и смиренных призирающий. И здесь, говорит, Господь всех имеет престол как на небе; Он призирает на всю тварь и печется о ней, как творец и царь и владыка всего. Слова //Евсевия//: Владеет всем обладая в другом отношении и над недостойными царства Его, как Господь всего. //Афанасия//: Бог, как святой, почивает во святых, т. е. ангельских силах. //Исихия//: Царствует над всеми, хотят ли они того, или не хотят. Но блажен тот, кто покоряется добровольно; ибо таковой за добровольное свое служение получит царство при самом Владыке. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает** Он всемогущий и всеведущий Царь всей вселенной; – и эта мысль утешительна для Его верующих. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает** //Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли// См. Толкование на [[old:ps:102:14#lopuxin_ap|Пс. 102:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–21 **Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящие слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его** Возбуждая душу свою к благоговейному прославлению и благодарению Господа Бога, пророк здесь (в ст. 19) указывает ей, куда она должна обращаться мыслию своею всякий раз, когда будет **благословлять Господа**. Он говорит как бы так: помни и не забывай, душа моя, что Господь Бог на небе поставил (уготова) престол Свой, и оттуда царственная сила и власть Его распространяются по всей вселенной (**и царство Его всеми обладает**), т.е. во власти Его состоят не только израильтяне и все народы земли, но и **все ангелы и все воинства небесные**. Св. Афанасий Александрийский к последним словам делает такое замечание: «Сказано – **всеми обладает**, а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А потому Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными» [3, с. 329]. Сказав **о престоле Бога** и о царственной власти Его над всем миром, пророк переходит **к призыванию всех ангелов и всех сил небесных**, как предстоящих у престола Божия и окружающих его, к тому же, к чему призывал и душу свою, т.е. к **благословению и благодарению** за все Его дарования, какие получили они от Бога как Творца своего. И не одних только низших чинов ангельских призывает пророк к прославлению Бога, но и «все силы Его, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (по пер. с евр.). «Многоразличны, – говорит на сие блж. Феодорит, – чины небесные; но сие пророческое слово заключает все чины сии в двух наименованиях: называет их **ангелами**, как служащих божественным повелениям и передающих слова Божии другим; и** силами**, как способных к исполнению повеления и получивших от Творца соответственную силу» [6, с. 488]. Те же **силы** (ангелы) называются у пророка и **слугами**, или служителями, исполняющими волю Божию (в Вульгате: ministri), соответственно тому, как это изложено в книге св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]