[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню** **Покрываяй водами превыспренняя Своя.** Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков. **Полагаяй облаки на восхождение Свое.** Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово //«восхождение»// употребил вместо слова «промысл». **Ходяй на крилу ветреню.** Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню** Этому учит и блаженный Моисей, он говорит, что Бог сказал: //«да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так»// [[old:gen:01:06|(Быт.1:6–7)]]. **«облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра»**. Это указывает на Его промышление, все обнимающее. Оно простирается и на ветры, и на облака. Бог сам управляет ими, сам указывает им сроки исполнения их назначе­ния. Вместе с тем это научает нас, что божественной природе свойственно везде присутствовать и всюду являться. Так как из всех чувственных явлений ветру свойственна наибольшая быстрота (в мгновение ока он проносится от пределов запада к востоку и от востока к западу), то пророк, не найдя среди чувственных явлений другого более точного образа, сказал, что Бог носится на крыльях ветра, обозначая этим, что Он везде присутствует. С другой стороны (относительно облаков) мы находим, что и сынам Израилевым Бог всяческих явился в облаке, и в скинии Свое особенное присутствие обнаружил облаком; далее, при освящении Со­ломонова храма, облако осенило храм; и Владыка Христос трем ученикам на горе предстал окруженный светлым облаком, и при вознесении Его светлое облако скрыло Его от глаз их. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню** **«Покрываяй водами превыспренняя Своя»**. Сему учил и блаженный Моисей. Ибо сказал: //«рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи между водою, яже над твердию, и водою, яже под твердию»// ([[old:gen:01:06|Быт.1:6–7]]). **«Полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню».** Сим Пророк изобразил повсюду распростирающийся промысл. Ибо говорит, что Бог властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими, и благовременно дает доставляемую ими пользу. А вместе с сим научает Пророк, что Божие естество повсюду присуще и над всеми парит. Поелику ветры по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей (в одно мгновение ока пробегают от запада к востоку и от востока к западу); то Пророк, не находя в чувственных вещах другаго более точнаго изображения быстроты, сказал, что Бог носится //«на крилу ветреню»//, давая тем разуметь, что Он присущ повсюду. Находим же, что и сынам Израилевым Бог всяческих являлся в облаке, и в скинии присутствие Свое обнаруживал облаком; и когда Соломон обновлял дом, облако покрыло дом; и Владыка Христос на горе трем Апостолам показал окрест Себя светлое облако; и Его возносящагося светлый //«облак подъят от очию их»// ([[new:act:01:09|Деян.1:9]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню** **Покрываяй водами превыспренняя **(горницы)** своя** Ты, говорит, высокие части неба покрыл водами, т. е. второе небо, которое писание называет твердью: отделил говорит, Бог воду, которая была под твердью, от воды, которая над твердью [[old:gen:01:07|(Быт. 1,7)]], по изъяснении //Златоуста//. И действительно преудивительная вещь в том, что вода, которая имеет свойство текучести и стремления вниз, держится, не проливаясь на своде тверди, которая также, как нам представляется с первого взгляда, имеет вид свода. Слова //Златоуста//: Повелением Божиим утверждена вода на тверди, и не протекает вниз и не сходит с своего места, хотя вода и не такого свойства; но вот сию странность она имеет на небе, так что и вода не погашает солнца, ни солнце, совершая столько времени под нею свое течение, не иссушает находящейся над ним воды; почему смело могу сказать, что это не дело природы, но превосходящего природу Промысла. //Григория Богослова//: Некоторые (каков //Дидим//) предполагают и воды божественные, которыми покрываются горние места и чрез которые прославляется Бог, т. е. добрые Силы, способные, по чистоте владычественного ума, воздавать Творцу должную хвалу. //Исихия//: Высокие таинства показал в водах крещения. **Полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню** Ты, говорит, Господи, ходишь на облаках и употребляешь их вместо колесниц, как Ты явился на горе Синайской; и ходишь на крыльях ветров; каковыми словами Давид выражает вездесущие Божие: ибо ветер есть вещь быстродвижная и весьма скоро протекающая от одного конца миpa до другого и удобно проникающая все. Слова //Феодорита//: Сими словами указал на все—проницающий Промысл и на начальствование Его над ветрами и облаками и распоряжение и управление ими и произведение в свое время проистекающей из них пользы. О облаках и ветрах ничего не сказал Моисей, но означил их тем, что содержит их. А Давид, говоря подробнее, ведет к большему славословию. Слова //Златоуста//: Облако есть образ неба; потому-то и Христос возносится на облаках, изображающих Божию силу; ибо нигде никакая другая сила не является на облаках. Исихия: Это сделано Единородным во время вознесения Его на небо, когда облако подняло Его. Прибавим еще из //Златоуста//: ветер тоньше и легче облака; но он не довольствовался наименованием ветров, но изобразил еще нечто быстрейшее и скорейшее в наименовании крыльев, желая обыкновенными и всевозможными выражениями изобразить легкость, точность, быстроту и вездесущие Божие. Или ветер есть быстрое движение воздуха. ===== Лопухин А.П. ===== **одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу** См. Толкование на [[old:ps:103:01#lopuxin_ap|Пс. 103:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу** См. Толкование на [[old:ps:103:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:2]] [<10>]