[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** **Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком.** //Службою человеком// называет животных кротких, каковы — вол, осел и тому подобные. **Извести хлеб от земли.** Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** Возращается трава и питает скотов, и они служат людям. От дождей питаются и плоды, зреют и употребляются людьми. Это говорил псалмопевец и в другом псалме: //«людей и скотов спасешь Ты, Господи»// [[old:ps:035:07|(Пс.35:7)]]. Конечно, и скоты пользуются попечением Божиим, благодаря своей пользе для человека. Земля, насыщаемая дождями, всем живущим на ней доставляет потребную пищу, но ее избранные произведения – хлеб, вино и елей – назначаются в пищу человеку, благородному и излюбленному Богом. Хлеб укрепляет силу сердца, вино радует душу, а масло восстановляет гибкость тела, изнуренного трудом. Но и животных Бог не оставил своей заботливостью. Травоядным ско­там Он дал траву, причем пригодным по Своему нраву и силе для служения человеку назначил злаки, возделываемые человеком, предоставив остальным траву, прозябающую самородно. Впрочем, и те, и другие могут употреблять и злаки, и траву. Ни о зверях, ни о пресмыкающихся при этом не упомянуто, так как они пользуются пищей другого рода: одни едят землю, а другие живут плотоядно. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** Какая премудрость во всем этом! Земля, на которой мы живем и в которой погребаемся, все доставляет нам: и пищу, и питие, и одежду. И кроме того, траву для скота. Как это целесообразно! Да вот и полевые деревья, получая соки из земли посредством корней, насыщаются и растут, и кедры ливанские, насажденные Богом, составляющие красу и великолепие растений, питаются от той же земли. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** Потому что родится трава, и питает скотов, сотворенных для потребности людей. Дождями питаются плоды, приходят в зрелость, и предлагаются в дар людям. Сие сказал Пророк и в другом псалме: //«человеки и скоты спасеши Господи»// ([[old:ps:035:07|Пс.35:7]]). Впрочем на потребность людям и скоты пользуются таким о них промышлением. ===== Евфимий Зигабен ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** **Прозябаяй траву скотом и злак **(зелень)** на службу человеком** Здесь Давид говорит о той потребности, для которой бывают дожди. Итак, некоторые травою называют траву растущую на невозделанных местах и лугах, а злаком ту, которая растет на возделанных местах; и трава, по их мнению, дана на пищу свободным и диким питающимся оною животным, а злак на пищу животным рабочим и служащим человеку, т. е. рогатому скоту, коням, ослам, козам и другим подобным им. Ибо все сии названы от Давида службою человека; так как они служат, по словам //Златоуста// и //Феодорита//, людям и различным нуждам их. Другие опять изъясняют сие и иначе; и травою называют ту траву, которая не приносит никакого полезного плода для пищи людей, а злаком приносящую полезный для пищи людей плод; и трава по мнению их растет для пищи скота; а злак для людей, и службы людей, поскольку земля служит людям и создана для них. Слова //Григория Нисского//: Здесь прилично сказать порабощающему единоплеменных: одна служба для людей есть бессловесное животное; но для тебя и их недовольно, почему ты, разделив природу (человеческую) на рабов и господ, заставил ее самой себе быть рабою и госпожою—того, который создан по образу Божию и начальствует над всею землею. Кто может продавать и покупать его? Одному Богу это возможно, или лучше сказать, ни самому Богу; ибо дары Его непреложны. А если и Бог не порабощает свободного, то кто может поставлять свою власть выше Бога? //Григория Богослова//: Довольно для свободных рабства, довольно и того различия, что созданные из одной персти, кто властвует, а кто состоит под властью. Не будем отягчать сего ига и наказания за первый наш грех. (Чтобы) **извести хлеб от земли** Земля, говорит, будет насыщаться дождем, для чего? дабы произращать пшеницу и посредством пшеницы доставлять хлеб, как приготовляемый из пшеницы. //Златоуста//: Почему Давид, сказав: Произращающий траву для скота, прибавил: чтобы произвести хлеб из земли? Потому, что одно и то же семя бывает общею пищею и человекам и скотам. Заметь же, что пшеница, бывшая доселе пищею человеческою, когда, быв посеяна, произрастет, доставляет плод и для скота. Ибо как животные получили самое бытие свое для нас, так и пища их получает свое начало от нашей пищи. //Великого Василия//: Сперва прозябение и зелень, потом трава в своем росте, а наконец совершенство ее—семя. //Исихия//: Под землею разумеет Тело Господне: ибо из нее Он произвел таинственный Хлеб. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** **Злак** – растения, возделываемые человеком хлебные растения, виноград, оливки и проч. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-18 **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** //Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания// Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли** См. Толкование на [[old:ps:103:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:13]] [<10>]