[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой** **Сотворил есть луну во времена.** Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней. **Солнце позна запад свой.** И оно повинуется Божию повелению. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой** Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псал­мопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей лю­дей в определении времени. В самом деле, ее изменения способ­ствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько-то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же – Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: //«для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные»// [[old:mal:04:02|(Мал.4:2)]]. Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: //«еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому»// [[new:in:02:04|(Ин.2:4]], [[new:in:12:23|12:23)]]. **"Солнце познало запад свой»**. Не будучи одушевленным, не обладая разумом, но, совершая путь своей по божественному определению, оно, являясь, производит день и, скрываясь, ночь, движется одним и тем же ходом и соблюдает в своем движении меру. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой** **«Сотворил есть луну во времена».** Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц. **«Солнце позна запад свой».** Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет туже меру. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой** **Сотворил есть луну во времена** Бог, говорит, создал луну для освещения во время ночи; потому тот же Давид в другом месте сказал: луну и звезды во власть ночи [[old:ps:135:09|(Пс. 135,9)]]. **Солнце позна запад свой** Солнце, говорит, знает, когда садиться, и знает сие, не как одушевленное и разумное, но как не преступающее предала, положенного ему Богом, чтобы светило днем, и скрывалось ночью, но на подобие разумного, по словам //Феодорита//, знает повеление Божие. А глагол: позна. перенесен от словесных к бессловесным и бездушным. Он означает здесь: совершает восток и запад свой. //Златоуста//: Луна, говорит, произведена не для чего другого, как только для счисления и различения месяцев и дней; ибо речение: во времена, означает сие. И в книге Бытия написано о светилах: да будут в знамения и во времена; в знамения, по словам //Василия//, дождя, засух и перемены ветров; во времена—в изменения времен, зимы, весны, лета и осени. //Исихия//: Под луною разумеет иудейскую синагогу, которую положил Бог до окончания времен закона и пророков; а под солнцем—Христа, Который познал запад свой; ибо Он знал время, в которое надлежало Ему пострадать, так что до наступления его Он говорил: еще не пришел час, а когда наступил в надлежащее время час, Он сказал: пришел час прославиться Сыну человеческому. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой** Подымаясь на высоты гор к небесному своду и от дел третьего дня мироздания переходя к делам четвертого дня, псалмопевец встречается с луною и солнцем; ими условливается различие дня и ночи; ночь – время для голодающих диких зверей, а день – для труждающихся людей. **Солнце позна** и проч. – своевременно восходит и заходит; ср. [[old:gen:01:14|Быт. 1:14.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-24 **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея** //Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения// Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–21 **Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе** От рек и морей, от гор, лесов и деревьев лесных пророк обращается к прославлению Бога в светилах небесных и говорит, во-первых, что Господь Бог **сотворил луну во времена**, т.е. для различения и распределения времен. Луне указаны круги обращения ее суточного, месячного и годового, так что по этому обращению ее люди различают не только времена года: весну, лето, осень и зиму, но и ведут счисление дней, месяцев и годов и по сему счислению составляют вперед свои календари и ежегодники. Далее пророк говорит, что солнце, по воле Творца, знает (**позна**) **запад свой**, и этими словами показывает, что солнце, согласно древнему мировоззрению, имеет не только ежедневные кругообращения от востока на запад, но и постепенные годовые удаления и возвраты к земной орбите, посредством которых оно приносит с собою на землю лето, зиму, весну и осень. Присовокупив к сему слова: **положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии**, пророк говорит, что, по закате солнца и окончании дневного света, Господь положил быть тьме, и с нею вместе наступает ночь, во время коей «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи и требуя от Бога пищи себе» (по пер. с евр.). Сими словами выразил ту мысль, что Бог и о хищных зверях имеет попечение, назначив им ночное время для **снискания** пищи. Будучи от природы робки и боязливы и зная, что люди днем выходят на охоту и добычу зверей, они во время дня не выходят из своих логовищ, но ждут ночной поры и тогда с рыканием ищут и добывают себе пищу. Здесь должно заметить, что **звери дубравные и скимны**, т.е. молодые львы, рыщут по полям и лесам, чтобы истребовать от Бога пищу себе, потому что им, как неимеющим разума и рук, дозволено хищническим способом добывать пищу, но людям, как существам разумным, имеющим возможность приобретать пищу и средства к жизни другими, разумными способами, хищнические способы, как-то: кража, ложь или обман, грабительство и разбой и проч., воспрещены от Бога и строго наказываются. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]