[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** **Изыдет человек на дело свое**. Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, **взыскати себе пищу** от Бога, потому что не для них земля прозябает траву или злак. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** И хорошо сказал: **«до вечера»**, потому что с наступлением вечера свет удаляется, а приходит темнота и усыпляет, человеческую природу, успокаивает утрудившееся тело, утишает все чувства и, как добрая кормилица, своей заботливостию всем членам дает свободу от трудов и изнурительных занятий. Когда же мера ночи исполнится, появляется свет, и, пробудив человека, делает его способным свежими чувствами воспринимать солнечные лучи, и с новым и горячим усердием приступать к обычным делам. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.//** ---- Справедливо, так как воскресение Христово дало людям свободу и ободрило их до вечера, очевидно – до конца жизни, трудиться над своим делом, т.е. над доброде­телью, потому что она поставлена Богом целью наших трудов. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** См. Толкование на [[old:ps:103:22#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 103:22]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** По восхождении, говорит, солнца бессловесные и дикие животные собираются в свои логовища; а словесный человек, восстав от сна, выходит из дому своего для делания дела по своему роду для занятия до вечера; ибо тогда он опять возвращается в дом свой для успокоения от труда. Он знает, что день определен Богом для человека и для кротких животных, а ночь для диких, чтобы смешиваясь кроткие с дикими, первые не были истребляемы от последних, по словам Златословеснаго. Златословесный прибавляет и сие: Когда владыки—люди спят, тогда встают звери, а когда те встают, то сии уходят. Видишь ли творческое благоустройство? Встает владыка, и уже ничего не находит погубляющего, но солнце наперед прогоняет все, могущее вредить. Ибо они как беглецы и бродяги удаляются и при появлении владыки, уходят при восхождении солнца в свои скрытные места. А человек, отложивший работу прошедшего дня и предавшийся сну, обновив силы свои, тотчас охотно выходит на свои дела. Григория Богослова: Ночь, — и человек связан сном, а звери получают свободу, и каждый ищет пищи, какую дает ему Творец; день, — и звери собираются, и человек поспешает на делание, — так уступаем место друг другу в порядке, по закону и уставу природы. Исихий, держась своего изъяснения в высшем значении, говорит, что по воскресении Христовом собрались, т. е. как перевел Симмах, тайно ушли звери и демоны в мрачные свои пещеры, а Апостолы, которые доселе скрывались, по опасении от иудеев, вышли и явились, получив смелость по причине Воскресения Христова. И все также верующие **до вечера**, т. е. до конца жизни упражняются в своем деле, т. е. добродетели, которую дал нам Господь для делания. И в самом высоком значении принимал сии слова Божеств. Григорий Фессалонитский, сказывая так в послании к Ксении: а по рассвете дня и по восхождении утренней звезды в сердцах наших, по словам верховного Апостола, исходит, по выражению пророка, истинный человек на истинное делание свое и по пути света восходит, или возводится на вечные горы, на горы делания при сем свете, не принадлежащих к сему миру. О чудо! Он делается зрителем до разлучения, или по разлучении с сопряженным с ним в начале веществом, как знает тот, который есть Путь. ===== Лопухин А.П. ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** См. Толкование на [[old:ps:103:19#lopuxin_ap|Пс. 103:19]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера** См. Толкование на [[old:ps:103:22#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:22]] [<10>]