[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:24 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея** **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи.** Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл. **Вся премудростию сотворил еси.** Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос — Божия сила и Божия премудрость. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 24-25 **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея. Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими** Пройдя мыслью все сказанное и во всем обнаружив великое попечение Божие, пророк прерывает свою речь про­славлением Бога, говоря, что все дела Божии удивительны, достойны изумления и исполнены мудрости. Оказалось, что и ночь, иногда пори­цаемая нечестивыми, весьма полезна и бесплодные деревья полезны в других отношениях и породы животных во многих отношениях пригодны для людей. Замечательно здесь выражение – **"как"**. Премуд­рость же Божия, с которою Бог все сотворил, есть Господь: //"Хри­стос"//, говорит Павел, //"Божия сила и Божия премудрость»// [[new:1kor:01:24|(1Кор.1:24)]], //"но"//, как непостижимую //«премудрость Божию, тайную, сокровенную,... которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы»// [[new:1kor:02:07|(1Кор.2:7–8)]]. **«Полна земля тварью Твоею»**. Это значит: Ты наполнил ее разнообразными благами, – каковы блага возрожде­ния и обновления. //«Кто во Христе, тот новая тварь»// [[new:2kor:05:17|(2Кор.5:17)]]. Почему же – **"земля"**? Потому что на нее сошел Преклонивший небеса. Как Он возродил ее? Водою, как и в начале произвел ее, – во­дою, очевидно, крещения, – как показывают и дальнейшие слова: **«это... море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими»**. Велика благодать крещения, так как ею совер­шается великое таинство, и обширна, так как она обнимает все действия Духа. Гадами называет грешников, так как они пресмы­каются в земных привязанностях; по своему множеству они спра­ведливо называются бесчисленными, а может быть и потому, что одни праведники заслуживают исчисления. //«Мне весьма почтенны друзья Твои, Боже, попытаюсь счесть их,... но они многочисленнее песка морского»// [[old:ps:138:17|(Пс.138:17–18)]]. **«Это... море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими»**. И это свидетельствует о Бо­жием промысле, что малые животные живут вместе с великими и не подвергаются от них совершенному истреблению. С морем чув­ственным сравнивает псалмопевец жизнь человеческую по причине непостоянства и вечного движения в ее делах. Под бесчисленным племенем гадов разумеет он многовидное и как бы многоличное обилие людей, имея в виду разнообразие в деле усвоения ими пред­рекаемой им перемены. Природа у всех, конечно, одна и та же и природный образ не различен, но в проявлениях ума и сердца наблюдается великое разнообразие. Разумея это, некто сказал: //«как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку»// [[old:pr:27:19|(Притч.27:19)]]. Мы говорим, что в этом море плавают корабли – святые церкви нашего Спасителя, пребывающие в мире, но выше мира, именно как на кораблях мы видим, что они плавают в воде, но выше воды. Итак, церкви, подобно кораблям, по-своему плавая в этом мыслен­ном море, принимают, верующих и перевозят их в некоторую другую землю или страну – в царство небесное, надежду о Христе и освящение от Святого Духа, и в отечество святых – доброде­тель. Будучи пришельцами, по написанному, и странниками на этой Земле [[new:evr:11:13|(Евр.11:13)]], они не имеют пребывающего здесь града, но стремятся в тот, //«которого художник и строитель Бог»// [[new:evr:11:10|(Евр.11:10]], [[new:evr:11:14|14]], [[new:evr:13:14|13:14)]]. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея** **"Яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси."** Пророк, разсмыслив по порядку о всем сказанином, и дознав великую Божию попечительность, среди повествования о сем вознес песнопение, сказав, что все твари Божии чудны, достойны крайняго удивления и исполнены премудрости. Ибо нашел, что весьма преполезна и ночь, порицаемая некоторыми злочестивцами, что и безплодныя дерева доставляют своего рода пользу, что и породы зверей на многое пригодны людям. **«Исполнися земля» достояния Твоего. Другие переводчики сказали: «твари Твоея»** [так читается и в славянском переводе, согласно с переводом седмидесяти], то есть, наполнил Ты землю благами всякаго рода. От земли же Пророк переходит и к смежному с нею морю и говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея** **Яко **(как)** возвеличишася дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еcи** Пророк Давид, удивляясь здесь делам Божиим, взывает с любовью: так удивительны дела, или творения твои, Господи; ибо все они будучи сравниваемы, по словам //Григория Богослова//, одни с другими и все со всеми, хорошо идут к составу и полноте мира. И все свои Творения Ты создал с непостижимою мудростию, ибо ни одно из них даже самое малейшее не создано напрасно и излишне, но все имеют причины и цели, для которых созданы, удивительные, хотя они для нас и непостижимы. Слова //Великого Василия//: Когда услышим о Боге, что Он сотворил все премудро, мы узнаем творческое художество. А Апостол премудростью называет Сына, который делается для нас премудростью от Бога. Итак, Им создано все. //Златоуста//: Христос Божия премудрость, которою создано и украшено все и малое и великое и дикое и кроткое, плодоносное и бесплодное, высоты, поля, долины, места и все прочее, о чем и Моисей говорил, что все, что ни сотворил, весьма хорошо, и о чем согласно с ним говорит и сей (псалмопевец), что все премудростью Ты сотворил; почему и //Георгий Писидийский// говорит в ямбических стихах: Ты, который стол великому составу неба сложил ни на чем не утвержденную глубину. Ты испещряешь ночь и украшаешь день, уясняешь свет и очерняешь ночь. Возделываешь в земле огонь и рассеваешь воду, разливаешь тонковещественный воздух —Сие изобильное течение, безмездный дар, из которого ни богатый, ни бедный, не может похитить Лишнего количества дыхания. Ты создал сего великана—солнце —Общий глаз, всенадзирающую зеницу, которая есть общий побудитель дольних к делам. Ты не светлую свечу луны возжег огнесветлым солнцем; Чтобы было совокупление как в браке и по сопряжении сих двух для рождения, Произвела прекрасные плоды посеенных семян, Луна, приняв пламенного жениха. Приводишь стихии в чин, держишь бразды времен, в седмикружиях дней обтекаешь. Кто не видит непостоянного моря, которое часто кипя хладным кипением, Ударяя со всех сторон в землю и гневаясь на нее, свирепствует и расширяет уста, Но отражается, бьется и остается в своем месте. Как возвеличилось в творениях Божиих Вседетельное и премудрое произведение! Слова //Феодорита//: Размыслив о каждом из упомянутых творений и познав великое попечение Божие о них, пророк среди повествования воссылает песнь, называет все творения Божии удивительными, достохвальными и исполненными премудрости. Ибо он нашел, что весьма полезная ночь порицается некоторыми нечестивцами, а равно и бесплодные деревья, приносящие пользу другого рода и животные нужные для людей. Посему и //Григорий Богослов//, изъясняя, почему Сын называется Словом, говорит: но не погрешит в слове, кто назовет сие слово Словом Божиим, как соприсущее всему сущему. Ибо что стоит не Словом? (Слово 2-е о Сыне). Также Сын называется премудростью, как ведение Божиих и человеческих дел. Ибо сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им? (там же). **Исполнися земля твари Твоея** Вся, говорит, земля наполнена удивительными и добрыми тварями Твоими, Господи, как сказал //Феодорит//. Весьма прилично написано и у //Никиты//: Сказав: исполнилось, сим выражает, кажется, следующее: о земле и о тварях ее сказано нами довольно: исполнилось (полно) о ней слово и кончено. Теперь перейдем к соседственному с нею морю. Слова //Исихия// в высшем значении: твари суть возрождения и обновления. Ибо кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. ===== Лопухин А.П. ===== **Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея** См. Толкование на [[old:ps:103:19#lopuxin_ap|Пс. 103:19]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея** Выражение: **яко возвеличишася дела Твоя** – по переводу с еврейского читается так: «как многочисленны дела Твои, Господи!» В сущности, оба эти чтения выражают и уясняют одну и ту же мысль, указывая: одно – на величие дел Божиих в качественном отношении, а другое – в количественном, а потому полнее и точнее эту мысль можно выразить так: «как величественны и многочисленны дела Твои, Господи!» Во всех этих делах проявляется всемогущая творческая сила и премудрость Твоя (**вся премудростию сотворил еси**). Последняя фраза: **исполнися земля твари Твоея** (греч.) – представляет такое же разночтение, именно: в переводе с еврейского она читается так: «земля полна богатства Твоего» (possessione tua). В обоих чтениях мысль одна и та же. Земля со всеми наполняющими ее тварями принадлежит Господу Богу как Творцу, по праву сотворения, как дело рук Его; и та же земля, со всеми находящимися на ней и сокрытыми в недрах ее богатствами (**благами**) принадлежит тому же Господу Богу как Верховному Обладателю, Собственнику (possessor) и Господину. Это же самое выражено и в другом псалме [[old:ps:023:01|(Пс. 23:1)]]: «//Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней//». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]